Вильямсон Александр Александрович — Биография

Александр Александрович Вильямсон (1918—1986) — Герой Советского Союза, Вильямсон Александр Александрович - командир эскадрильи 104-го гвардейского истребительного авиационного полка (9-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 6-й гвардейский истребительный авиационный корпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), гвардии капитан.

Родился 13 августа 1918 года в городе Торжок ныне Тверской области в семье служащего. Еврей, хотя в большинстве биографий - русский. Через год после рождения сына умер отец. А через несколько лет мать с детьми переехала в Крым. Здесь Александр в 1935 году окончил школу-семилетку и поступил работать на металлургический завод им. Войкова в городе Керчь. Позднее окончил 2 курса Ялтинского сельскохозяйственного техникума, с 1937 года работал электромонтёром на заводе в Симферополе. Без отрыва от производства окончил аэроклуб. В мае 1940 года был призван в Красную Армию и по комсомольской путевке напарвлен в летное училище.

В июне 1941 года окончил Качинскую военно-авиационную школу пилотов. С началом Великой Отечественной войны в действующей армии. Весь боевой путь, от рядового пилота до командира эскадрильи, прошёл в составе 298-го (с 24 августа 1943 года - 104-го гвардейского) истребительного авиационного полка. Боевой счёт открыл в августе 1941 года – в районе города Запорожье сбил бомбардировщик Хе-111. Воевал на Южном, Северо-Кавказском, 1-м, 2-м и 4-м Украинских фронтах. Сражался в небе Украины, Северного Кавказа, Польши и Германии. На борту каждого его самолета была надпись «За Виталия», в память о друге Виталии Горохове, погибшем в сентябре 1941 года. Воевал вместе с А.И. Покрышкиным. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. К концу войны командир эскадрильи гвардии капитан Вильямсон совершил 382 боевых вылета, в 66 воздушных боях лично сбил 18 и в составе группы 6 самолетов противника. Последнюю победу одержал в небе над Берлином 28 апреля 1945 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года гвардии капитану Вильямсону Александру Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7875). 24 июня 1945 года участвовал в историческом Параде Победы на Красной площади в Москве. После войны А.А. Вильямсон продолжал службу в ВВС СССР. В 1953 году окончил высшие офицерские лётно-тактические курсы. Был заместителем командира, а с 1958 по 1960 годы - командиром 764-го истребительного авиационного полка ПВО. Летчики полка весной 1960 года участвовали в охоте на самолет-разведчик У-2, позднее сбитый зенитчиками. В 1960 году гвардии полковник А.А. Вильямсон по состоянию здоровья ушел в запас. С 1963 года работал в системе Аэрофлота: на Камчатке, затем в Симферополе диспетчером аэропорта. Жил в городе Симферополь (Крым, Украина). Умер 23 февраля 1986 года. Похоронен на кладбище «Абдал» в Симферополе. Награждён орденом Ленина (27.06.45), 2 орденами Красного Знамени (05.04.43; 17.06.43), орденом Александра Невского (25.09.44), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (02.02.44; 11.03.85), орденом Отечественной войны 2-й степени (02.05.43), 2 орденами Красной Звезды (25.04.45; 30.12.56), медалями «За боевые заслуги» (15.11.50), «За оборону Кавказа», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией», «ХХХ лет СА и ВМФ». В мае 2009 года имя Александра Вильямсона присвоено самолету МиГ-31 764-го истребительного авиационного полка (в/ч «Сокол», аэродром Большое Савино, Пермский край).

Когда теперь, спустя много лет после окончания войны, Александра Александровича Вильямсона просят рассказать о самом примечательном боевом эпизоде, он вспоминает февраль 1942 года. 298-й истребительный авиаполк находился тогда на полевом аэродроме под Кадиевкой. Из штаба Южного фронта поступил приказ - сопровождать бомбардировщики для удара по одной из железнодорожных станций, где по данным разведки гитлеровцы разгружали воинские эшелоны. По всем расчетам истребителям до станции и обратно не дотянуть - не хватит горючего. А если еще придется вступить в бой? Но приказ есть приказ. Единственное, что могли сделать летчики, это лететь на самолетах, на которых установлены более экономичные моторы. Бомбардировщики, сопровождаемые истребителями, благополучно достигли цели и сбросили бомбы. На станции все заполыхало. Рвались цистерны с горючим, боеприпасы, горели здания... "Когда возвращались назад, - пишет А. Вильямсон, - под Артемовском заметили вражеский аэродром, по которому длинными хвостами тянулись снежные струи: поднимались в воздух фашистские истребители. Завязался бой. Как случилось, не пойму до сих пор, но меня отсекли от своих. Потерял их из виду. А тут наседает четверка "мессершмиттов". Чтобы не подставлять под удар "брюхо", резко нырнул вниз и перешел на бреющий полет. Оглянулся - один из фашистов пристраивается в хвост. Вот-вот очередь прошьет моего "ишачка", и тогда конец. Что делать ? Резко убираю газ. И в тот же миг фашистский истребитель с воем проносится надо мной. Он явно не ожидал такого маневра. Через несколько секунд уже я оказываюсь у него в хвосте. Нажимаю на гашетку, и "мессер" падает на землю. Куда девались остальные фашисты - не знаю. Но если бы кому-то из них вздумалось преследовать меня дальше, мне бы от них не уйти: патронов больше нет, горючее на нуле, а до линии фронта еще далеко. И вдруг вижу - навстречу тянется пятерка дорогих "ишачков". Это мои ребята, выдержав трудный воздушный бой, спешили мне на выручку. Признаюсь, не сдержал тогда слез. "Да разве такие дадут погибнуть" - подумал я и вклинился в их строй". На последних каплях горючего истребители перетянули через линию фронта. Садились почти на передовой, в одиночку, кто куда долетел. Только на третий день А. Вильямсон смог отблагодарить боевых товарищей, не бросивших его в беде...

В его послужном списке - 382 боевых вылета. В 66 воздушных боях А. Вильямсон лично сбил 18, в составе группы - 6 самолетов противника.

9 мая 2009 имя Александра Вильямсона присвоено самолету МиГ-31 пермского истребительного авиационного полка.

Владелец страницы: нет