Вольф Хуго

Вольф Хуго — Биография

Ху́го Вольф (Гу́го Вольф; нем. Hugo Wolf) — австрийский композитор и музыкальный критик.

Родился в 1860 году, в городке Виндишгрец. Учился в Венской консерватории (1875—1877) на одном «курсе» с Густавом Малером, однако, курса обучения не окончил и в дальнейшем занимался музыкой самоучкой, обособленно и так, как сам считал необходимым. За два года учения в консерватории, однако, открыл для себя музыку Рихарда Вагнера. В 1879 году познакомился с Брамсом, но отношения у них не сложились (Вольф вообще отличался неуживчивостью и «тяжёлым» характером с сильными перепадами настроений). Всего несколько месяцев (в 1881-82 годах) работал капельмейстером городского театра (на посту второго дирижера) в Зальцбурге. Потом, в 1884-87 годах вёл колонку в газете «Wiener Salonblatt» (Венский салонный листок), где занимался музыкальной критикой, неизменно выдвигая Вагнера против Брамса (позиция, в частности, представленная позднее в романе Ромена Роллана «Жан-Кристоф»). Своим резким и безапелляционным тоном зарекомендовал себя неуживчивым и бескомпромиссным «цукунфистом». Спустя три года покинул и это место, продолжая работать самостоятельно.

Гуго Вольф страдал инфекционной формой душевного расстройства. В прямой зависимости от переживаемых им фаз тяжёлого заболевания, он отличался резкими перепадами настроения и крайней неровностью характера. Периоды творческой и психической активности постоянно перемежались глубочайшими и болезненными депрессиями. Менингеальный сифилис временами приводил Вольфа к помрачениям сознания и, вместе с тем, к вспышкам необыкновенной творческой энергии. Наиболее плодотворные в творческом отношении годы: 1888-1891 (когда и было написано большинство Lieder (песен), составивших его наследие и славу), а также 1895-97 (время работы над комической оперой «Коррехидор», второй частью «Итальянской книги песен» и эскизами музыкальной драмы «Мануэль Венегас»). В результате, если сложить вместе все творческие годы, получится совсем немного времени: чуть более пяти лет в сухом остатке. Однако, если сравнить творческую активность пяти лет Гуго Вольфа с целой жизнью нормального среднестатистического человека, результат оказывается более чем красноречивым. Последняя вспышка активности закончилась катастрофой. Последние шесть лет жизни, после 1897 года он уже не покидал психиатрической лечебницы.

По свидетельству Т.Манна, некоторые черты биографии и образа Хуго Вольфа вошли в портрет заглавного героя романа «Доктор Фаустус» (см.: Манн Т. Собр. соч. Т.9.М.: Госиздат, 1960, с. 210, 358)

Владелец страницы: нет
Поделиться