Крузе Леонард Густавович
Крузе Леонард Густавович
14.05.1899 — 20.02.1966

Крузе Леонард Густавович — Биография

Леонард Густавович Крузе (2 (14) мая 1899 — 20 февраля 1966) — советский лётчик, пилот 1-го класса, первый руководитель авиадоставки газеты «Правда» в Ленинград, полярный лётчик, лётчик авиамоста между СССР и США, эстонец по национальности.

Детство и юность

Семья Круус была крестьянской, отец будущего лётчика Кусгав (Густав) Круус в какой-то момент работал сельским учителем в селе Нюпли. Леонард Круус родился 2 (14) мая 1899 года на хуторе Кяпа Вана-Отепнской волости Юрьевского уезда Лифляндской губернии. Когда Леонард был маленьким, его отец ушёл на военную службу, позже Густав Круус остался в Третьем Московском гренадерском полку на сверхсрочную.

Мать и маленький Леонард прибыли к нему в Москву, здесь Леонард Крузе окончил 3-классное городское училище на Плющихе. В 1911 году Крузе закончил 2-классное реальное училище. Вскоре после этого, в феврале 1915 года Леонард стал добровольцем, служил разведчиком в 38-м Сибирском стрелковом полку, награждён двумя Георгиевскими крестами. В 1916 году участвовал в солдатском бунте, после этого Леонард Крузе скрывался. После Февральской революции Л. Крузе попал в полк имени 1 марта, который был под сильным влиянием большевиков, в нём было большое число дезертиров царской армии. Крузе включился в политическую деятельность, участвовал в работе полкового комитета.

После Октябрьской революции Крузе продолжил служить в войсках Красной гвардии с момента создания и принимал участие в уличных боях в Москве в октябре 1917 года. Позже он сражался в особой части имени Яшвили и в других частях Красной армии.

В 1918 году в первый раз упоминается в связи авиацией: аварией самолёта Фарман 23 августа 1918 года. Экипаж самолёта составляли лётчик Степанов и летнаб Крузе. При бомбардировке станции Таватуй близ Нижнего Тагила на втором заходе пулеметным огнём с земли был повреждён мотор. При аварийной посадке в болото аппарат был сломан, пилот получил сильные ушибы. Оба авиатора смогли пешком вернуться в расположение Красной Армии.

Участвовал в боях на разных фронтах гражданской войны, был ранен в марте 1919 года, после этого был назначен начальником конного разведотряда. После окончания войны он был отправлен на ликвидацию Тамбовского восстания. По итогам гражданской войны Крузе был награждён золотыми именными часами.

Столичный лётчик

После войны Леонард Густавович пошёл учиться в Петроградскую высшую кавалерийскую школу и осенью 1923 года успешно её окончил. Крузе сразу же поступил в лётное училище и в 1925 году получил звание лётчика-наблюдателя. После окончания училища, став военным летчиком, он имел хорошую лётную практику, участвовал в аэрофотосъемках. Продолжил учёбу в Оренбургском лётном училище и в 1930 году получил права пилота.

Как высококлассный специалист, он был оставлен в лётном училище в качестве инструктора, а позже стал начальником эскадрильи. Это продлилось недолго, и в 1931 году Крузе переходит в гражданскую авиацию. С июня 1931 года, при редакторе Льве Мехлисе между Москвой и Ленинградом заработала авиалиния, которая доставляла в Ленинград материалы центральных газет, в первую очередь газеты «Правда».

Линию обслуживало матричное звено — лучшие лётчики страны:

Ленинградские самолеты летают и тогда, когда из Москвы не стартует ни одна машина

— «Авиационная газета»

С момента открытия этой линии в доставке политически важной почты участвовал лётчик Л. Г. Крузе. В 1932—1935 годах Л. Крузе руководил этой эскадрильей, В 1934 году при создании 31 транспортного авиаотряда Пулково стал первым его командиром. Авиаотряд летал на самолётах У-2, Р-1, Р-5. Особенно важной задачей отряда стали перевозка почты и грузов. Лётчиками отряда стали А. Иванов, П. Овчинников, А. Морозов, П. Захаров, А. Лебедев, А. Ульянов, Г. Москвин, А. Муреев, В. Дроздов, К. Решетников.

Пилот гидросамолёта МР-6

В 1935 году Крузе переходит на работу в НКПС в связи с поставкой в ведомство гидросамолёта МР-6. Самолёт стал первым воздушным судном ведомства и эти новые технологии серьёзно улучшили деятельность комиссариата. Основными задачами пилота стала аэрофотосъёмка места, по которому должна была пройти Байкало-Амурская магистраль, а также доставка пассажиров и грузов в отдалённые экспедиции НКПС.

Текст из архива БАМтранспроекта:

Самолет «СССР Ж-1» в сезон 1936 года использовался Центральной экспедицией на аэрофотосъемке и аэровизуальной рекогносцировке северной части озера Байкал и прилегающих хребтов: Байкальского, Верхнеангарского и Северо-Муйского. Общая площадь съемки — 7500 квадратных километров, рекогносцировки протяженностью 3480 километров. Летчик Леонид Густавович Краузе

— книга «Особая группа НКВД»

В том же году лётчик совершил рекордный для того времени перелёт Ленинград-Иркутск-Нордвик на расстояние около 10 000 км.

Первая проба аэрофотосъёмки оказалась не самой удачной: модификация самолёта оказалась недостаточно устойчивой и ряд кадров получились смазанными. К тому же самолёт был излишне сложным в управлении и если летать на нём возможно, то манёвры взлёта и посадки было необходимо проводить очень аккуратно. На заводе-изготовителе при испытаниях этой модификации было потеряно три машины.

Сам Крузе потерпел аварию 15 августа 1936 года и отделался лёгким испугом, был переведён из категории лётчиков 1-го класса в разряд лётчика 3-го класса. Самолёт был восстановлен и позже, в 1937 году, Крузе добрался до экспедиции Ленстройпроекта на левому берегу Амгуни в районе устья реки Баджал. Это позволило снабдить экспедицию всем необходимым, забросив необходимые грузы и нормально завершить программу полевых исследований.

После этого Крузе перешёл на работу в полярную авиацию, а НКПС организовал базу в Иркутском гидропорту, куда прибыли новые самолёты НКПС МП-1-бис, на которые было предустановлено специальное оборудование для проведения аэрофотосъёмки.

Полярный лётчик

После того, как Леонард Крузе пришёл в полярную авиацию, он был назначен в Северную экспедицию командиром пассажирского самолёта Р-5 № СССР-Н 128. В рамках экспедиции ему была поручена тренировка пилотов для высадки станции Северный полюс-1, он сопровождал её на своём самолёте. 12 мая он совершил вылет в сложных метеорологических условиях для определении погоды в районе полюса. На момент возвращения погода испортилась настолько, что он не смог вернуться в точку вылета. Пришлось вслепую садиться на дрейфующий лёд, при этом самолёт чудом остался цел. Вместе с Борисом Дзердзеевским и Львом Рубенштейном пробыл на льдине вплоть до 17 мая. Когда погода установилась, удалось вернуться на базу.

После этого Леонард Крузе стал начальником ближней разведки, продолжал руководить экипажем Р-5 № СССР Н-128, временно исполнял обязанности начальника аэродрома. В начале 1940 года участвовал в походе ледокола «Сталин» для освобождения изо льдов парохода «Георгий Седов» и побывал на Шпицбергене.

Операция с завозом северных оленей на остров Врангеля Местом работы Крузе стало Восточно-Сибирское побережье Советского Союза, где он совершенствовал методы ледовой разведки. Осенью 1942 года Леонард Густавович неоднократно совершал посадку на пассажирских самолётах ПС-84, оборудованных колесными шасси на льдины у побережья Чукотки и Якутии. В результате Крузе практически обосновал собственные методы использования самолетов на колесных шасси в ледовых условиях и завёз на остров Врангеля в Восточно-Сибирском море северных оленей, восстановив их популяцию.

Аркадий Арканов в своих мемуарах писал о том, что его семья, живя в эвакуации в Красноярске, была близко знакома с семьёй Крузе. В то время Крузе работал на авиаперевозках грузов через Тихий океан из США в СССР. В 1942 году его экипаж доставлял продукты питания (консервы, яичный порошок) и одежду.

Папанин пишет, что в 1943 году Крузе продолжал работать на дальневосточных трассах, получил новый самолёт. Этим самолётом стал Douglas C-47 Skytrain бортовой номер СССР Н-368, вторым пилотом стал герой Советского Союза М. А. Титлов, штурманом В. И. Аккуратов

Земля робинзона Крузе В 1947 году с экипажем Крузе произошёл конфуз, когда все находящиеся в самолёте бортовой номер СССР Н-368 приняли айсберг за остров и составили акт:
Возвращаясь с ледовой разведки, на координатах 76°19' северной широты и 173°10' западной долготы в 4 часа 10 минут московского времени мы заметили на горизонте огромное ледяное поле, которое выделялось над окружающим морским льдом своими размерами, формой и рельефом…

— командир корабля Л. Г. Крузе, штурман В. И. Аккуратов, бортмеханик Г. В. Косухин, океанолог Н. Г. Субботин

Позже учёные продолжили наблюдение за движением ледяных островов Котова—Крузе и Мазурука, нанося на карту их новые координаты. Оба острова начали путь из Канадского арктического архипелага, проходя через район Северного полюса и через несколько лет острова снова вернулись к Земле Элсмира. В 1948 году этот флоберг был заново открыт американскими пилотами и на нём была устроена база Target-1.

После войны

После войны Л. Крузе в чине подполковника являлся руководителем ремонтных работ по восстановлению трофейных самолетов в Лейпциге. После этого он был направлен в Москву на должность руководителя полётов, потом снова работал в Заполярье, большую часть времени находился в Амдерме. В 1950-х годах был руководителем полётов аэропорта Амдерма.

К концу своей тридцатилетней лётной карьеры Л. Крузе преодолел по воздуху 3 600 000 км.

После выхода на пенсию Крузе жил в Москве, и, как рассказывал в своём интервью А. Арканов, до своей смерти оставался интересным собеседником. Он утверждал, что Крузе было присвоено звание героя Советского Союза. При этом Леонард Густавович сохранил воспоминания о родине и не раз приезжал в родные места. Лето 1965 года он провёл на берегу озера Пюхаярв (южная Эстония) и говорил о том, что он собирался вернуться в Эстонию. Когда 20 февраля 1966 года Л. Г. Крузе скончался, то его кремировали в Москве и захоронили прах на новом кладбище в Отепя (эст. Otepää). На его могиле был установлен памятник с изображением рельефной карты Арктики.

Награды:

Владелец страницы: нет
Поделиться