Такэмицу Тору — Биография

Тору Такэмицу (яп. 武満 徹 Такэмицу То:ру, 8 октября 1930, Токио — 20 февраля 1996, там же) — японский композитор. Самоучка, в годы Второй мировой войны увлекся французской музыкой XX века (К. Дебюсси, Э. Сати, О. Мессиан). В 1951 году стал одним из основателей авангардной художественной группы «Дзиккэн Ко:бо:» (実験工房), с середины 1950-х занялся электронной музыкой. В 1958 году его «Реквием» услышал во время своего визита в Японию Стравинский, он высоко оценил его «искренность» и «страстность»; по возвращении в США Стравинский передал свои впечатления американским музыкантам — Аарону Копленду и другим, заинтересовавшимся японским композитором.

В начале противопоставляя свои поиски традиционной японской музыке, с конца 1950-х Такэмицу идёт к синтезу японской и европейской мелодической культуры. Испытал глубокое влияние Д. Кейджа, вместе с тем воспринял культуру дзэн в интерпретации Д. Т. Судзуки, отсюда его трактовка пустоты и молчания как основы музыки. В 1970-е годы, после выставки Экспо-70 в Осаке, Такэмицу вступил в контакт с крупнейшими композиторами и исполнителями Европы и США (К. Штокхаузен, Я. Ксенакис, Хайнц Холлигер и др.).

Среди композиторов, определивших путь Такэмицу в музыке, называют К. Дебюсси, А. Веберна, Э. Вареза, А. Шёнберга, О. Мессиана.

Детство

Тору Такэмицу родился 8 октября 1930 года в Токио. Его отец работал в страховой компании, в Даляне, в Китае, куда его мать и переехала с ребёнком через месяц после его рождения. Первые шесть лет Тору провел в Китае. Позднее он с нежностью вспоминал о том времени и об отце, который любил слушать блюз, джаз, и в то же время сам часто играл на сякухати. Подобная атмосфера в доме, конечно же, благотворно влияла на развитие музыкальности будущего композитора. В 1937 году, когда Тору исполнилось шесть лет, ребенка вернули на родину, чтобы он поступил в начальную школу. Его отправили жить к тёте, которая была учителем игры на кото. Впоследствии он воспоминал об этом:

Когда я был ребенком, я жил в Токио с моей тётей, учителем игры на кото. Я целыми днями был вынужден слушать традиционную японскую музыку. Однако, она почему-то не казалось мне привлекательной, не трогала меня. Позже, когда я слушал традиционную японскую музыку, она всегда пробуждала во мне горькие воспоминания о войне.

— T.Takemitsu, Contemporary music in Japan

Но вскоре для семьи Такэмицу настали тяжёлые времена. Его родители вернулись в Японию в 1937 году, так как отец Тору был смертельно болен. Он умер через год, весной 1938 года, что, несомненно, было тяжёлым ударом для ребёнка. Кроме того, это сильно подкосило финансовое положение семьи. Вторым тяжёлым событием для Такэмицу было начало войны между Японией и США. Ближе к концу войны, военное руководство сооружало горные базы в центральных районах Японии, и в 14 лет он был приписан к работе на одной из таких баз в префектуре Сайтама. База располагалась далеко от Токио, поэтому ему пришлось жить в бараках. И именно в это время произошло его знакомство с западной музыкой.

Знакомство с западной музыкой и начало творческого пути

Конечно, война и военный период оказали сильное влияние на Такэмицу не только как на композитора, но и как на личность; второй же силой, оказавшей влияние, являлась западная музыка.

Однажды один из офицеров базы решил познакомить призывников с французской музыкой. Одной из первых песен, которую он поставил, была Parlez-moi d’amour, и для Такэмицу она стала настоящим откровением, сильно повлиявшим на его последующее творчество. Позже он сам говорил об этом случае:

Для меня услышанная музыка была настоящим шоком. Я был как оглушен и вдруг в первый раз осознал великолепие западной музыки <…> В то время, когда я впервые услышал ту французскую песню, все элементы западной культуры были исключены из нашей повседневной жизни, поэтому этот случай сильно воодушевил меня, энергия будто бурлила во мне. Интересно то, что объектом моего внимания тогда была не Япония, но Запад.

— T.Takemitsu, Contemporary music in Japan

После окончания войны, Такэмицу начал активно интересоваться западной музыкой. Другая вещь, которая также оказала сильнейшее влияние на композитора — прелюдия, хорал и фуга для фортепиано Сезара Франка.

С тех пор Такэмицу овладело желание научиться играть на фортепиано, но его семья была слишком бедна, чтобы позволить себе приобрести пианино, поэтому Такэмицу нарисовал клавиатуру фортепиано на бумаге, на которой поначалу и тренировался. Он настолько был увлечен музыкой, что, услышав на улице, что в каком-то доме играют на фортепиано, часто стучался в дверь и просил разрешения пустить его немного поиграть. В конце концов, по знакомству, Такэмицу удалось арендовать фортепиано, на котором и были сочинены его первые произведения (к примеру, Lento in due Movimenti).

Формально Такэмицу не обучался музыке, его единственным учителем можно назвать Ясудзи Киёсэ, возглавлявшего японское отделение Международного Общества Современной Музыки. В начале своего творческого пути, Такэмицу отвергал всё японское и активно изучал западную музыку, в то время как его учитель был крупной фигурой в группе композиторов, которых называли «националисты», так как они отстаивали японскую традицию в сочинении музыки.

Однако Такэмицу очень уважал своего учителя . Киёсэ не давал ему уроков в привычном смысле этого слова, он просто предложил ему неограниченный доступ к своей нотной библиотеке и записям. Во время обучения у Киёсэ, которое продолжалось два года (1948—1950) Такэмицу познакомился с композитором Фумио Хаясякой, который в то время был одним из крупнейших сочинителей музыки для кино. Он также оказал на Такэмицу большое влияние и именно благодаря ему Такэмицу заинтересовался киномузыкой.

Раннее творчество и Jikken-kōbō

В 1950 году Такэмицу представил одну из первых своих работ (первым сохранившимся произведением считается Romance для фортепиано 1949 года), Lento in due movimenti на концерте, организованном Ассоциацией Новой Школы Композиции. Это было первое публичное исполнение его произведения, однако оно было жестко раскритиковано. После этого случая Такэмицу с друзьями — Дзёдзи Юасой и другими — создали объединение Jikken-kōbō («Экспериментальная Мастерская»), в которую входили не только композиторы, но и художники, и поэты. В рамках этой организации Такэмицу и другие участники имели возможность представлять свои произведения и образцы западной авангардной музыки культурному сообществу. Это творческое объединение, сильно отличавшееся от Ассоциации Новой Школы Композиции, помогло сформироваться Такэмицу как композитору — это был своеобразный форум, на котором представлялись и обсуждались новые произведения, дискутировали о тенденциях в искусстве и т. д. Три года в этой организации были очень плодотворны для него: его работы исполнялись знаменитыми исполнителями, он начал эксперименты с электронной музыкой и конкретной музыкой.

В 1953 году Такэмицу попадает в больницу с осложнением туберкулеза и не может принимать участие в делах экспериментальной мастерской, испытывает финансовые трудности. Однако в 1954 году он выписывается из больницы, в том же году женится на Асаке Вакаяме и с этого времени начинается новый зрелый период в его творчестве, которое в скором времени принесёт ему мировое признание.

  • хороший инструктор по вождению
    superinstructor.ru
  • Отличные бахилы цены
    Оденут вас в бахилы легко и эстетично
    03market.ru
  • Подпотолочные кондиционеры ремонт заправка
    Обслуживание и ремонт кондиционеров; современные технологии и материалы
    sl644.ru
Владелец страницы: нет