Агаев Фирудин оглы

Агаев Фирудин оглы — Биография

Фирудин Гули оглы Агаев(азерб. Firudin Qulu oğlu Ağayev; 19 февраля 1898, село Алдере, Мегринский уезд — 19 февраля 1958, Баку) — машинист паровоза локомотивного депо Баку, Закавказской железной дороги. Герой Социалистического Труда (1943).

Фирудин Гули оглы Агаев родился 19 февраля 1898 года в крестьянской семье в селе Алдере Мегринского уезда. После смерти отца переехал в Баку и начал работать на одном из нефтепромыслов сначала чанщиком, а затем учеником слесаря.

В 1918 году поступил на работу в Бакинское депо. Вскоре он стал работать помощником машиниста. В 22 года научился читать и писать. В 1924 году вступил в коммунистическую партию. Окончив курсы машинистов в Тифлисе, получил права управления паровозом и стал работать машинистом. К 1927 году машинист Фирудин Агаев предотвратил более 30 аварий и крушений. В 1929 году Фирудину Агаеву доверили водить по горным дорогам пассажирские поезда. Фирудин Агаев был инициатором движения по уходу за локомотивом силами паровозной бригады. В 1934 году за успехи по содержанию паровоза Фирудин Агаев был награждён знаком «Ударнику Сталинского призыва», а в августе 1942 года орденом Ленина.

К началу войны Ф. Агаев начал водить новые мощные быстроходные паровозы с перегревом пара. Работая с напарником машинистом Ведерниковым, в октябре 1943 года Ф. Агаев разработал специальный график ремонта паровозов, в котором было учтено все до мелочей. Этот график позволял обходиться без помощи комплексных бригад. Свой богатый практический опыт Ф. Агаев с чувством большой ответственности передавал машинистам депо Баку. Во время войны составы, обслуживаемые Ф. Агаевым, часто подвергались бомбёжке и обстрелам. Умело маневрируя, машинист спас многие воинские и наливные составы. Ф. Агаев сделал многое для обеспечения своевременной доставки грузов для нужд фронта. Ф. Агаев стал инициатором вождения тяжеловесных поездов и экономии топлива. Только За первые шесть месяцев войны Ф. Агаев сберёг более сорока тонн горючего и провёл десятки тяжеловесных поездов с рекордным по тем временам весом в 4000 тонн.

Имя Ф. Агаева стоит в одном ряду с именами прославленных машинистов Н.А. Лунина и П.Ф. Кривоноса. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Агаеву Фридуну Гули оглы присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот».

Ф. Агаев стал первым в Азербайджанской ССР, кому в годы войны было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.

После войны продолжал работать на железной дороге. Трижды избирался депутатом Верховного Совета Азербайджанской ССР. Последние годы до выхода на пенсию трудился в локомотивном депо Баку, старшим машинистом.

Ф. Агаев умер 19 февраля 1958 года после продолжительной болезни. Похоронен в Баку.

Владелец страницы: нет
Поделиться