Гольц Николай Осипович
Гольц Николай Осипович
17.07.1800 — 17.02.1880

Гольц Николай Осипович — Биография

Николай Осипович Гольц (1800—1880) — артист балета, балетмейстер, педагог, выдающийся пластический танцор и мимический актёр.

Николай Гольц с 7 лет учился в Петербургском театральном училище у педагогов Я. Люстиха и Ш. Дидло, причем стал любимым учеником Дидло, а позже и его сподвижником, постоянным исполнителем основных партий в его постановках. Дидло о нём писал: «Полезный в танцах, будучи единственным в благородной пантомиме, превосходный в характерных танцах».

В возрасте 9 лет впервые вышел на профессиональную сцену в танце соло.

«История русского балета» информирует, что ещё в годы ученичества он обратил на себя внимание своими способностями: «Из мужского состава труппы выделялся Николай Осипович Гольц (1800—1880). Богато одаренный, он уже в школе вызывал удивление педагогов. Редкая трудоспособность позволила Гольцу одновременно специализироваться в самых разнообразных отраслях сценического искусства. К моменту его выпуска руководители драмы, оперы, балета и оркестра настаивали на определении Гольца каждый в свой коллектив. Ввиду невозможности достигнуть соглашения вопрос был передан на рассмотрение министра, после чего Гольца назначили в балетную труппу на партии первого танцовщика. Он полностью оправдал возложенные на него надежды и работал в петербургской балетной труппе 73 года (считая пребывание в школе), последовательно занимая амплуа классического, затем характерного танцовщика, а потом мимического актёра».

После учёбы в 1822 году был принят солистом в Петербургскую балетную труппу структуры российских императорских театров, дебютировав на сцене Петербургского Большого Каменного театра в балете Дидло «Кавказский пленник, или Тень невесты» с музыкой Кавоса. На сценах в этой труппе он создал множество разносторонних балетных образов, исполнил много танцевальных дивертисментов и сам поставил несколько танцев.

Первоначально исполнял виртуозные партии, постепенно переходя на драматические, где наибоее полно раскрылось его дарование. С конца 1840-х гг. выступал только в мимических ролях.

Энциклопедия балета: «Гольц стал ведущим романтическим танцовщиком, органически вошёл в психологически сложные балеты Ж. Перро, создал драматические роли в балетах М. И. Петипа. Будучи виртуозным классическим танцовщиком, он прославился также исполнением мазурки и „Русской“, был прекрасным исполнителем партий „королей“ и „благородных отцов“, создателем комедийных и гротесковых ролей»

В 1845 году он побывал в Париже, эта поездка оказалась незабываемой для всей России — танцор привез из Франции новый модный танец — польку; он поставил его на сцене, а потом распространил в великосветском петербургском обществе, и высший аристократический свет в скором времени затенцевал польку на балах и в салонах.

Н.Гольц поставил в качестве балетмейстера несколько концертных номеров и танцевальных сцен в операх:

  • 1843 — «Жизнь за царя» М. И. Глинки — мазурка (эту музыку Глинка сочинил и вставил специально по просьбе Н. О. Гольца)
  • 1835 — «Аскольдова могила» А. Н. Верстовского — славянская пляска
  • 1856 — «Русалка» А. С. Даргомыжского (совместно с М. И. Петипа).

В течение 1845—1871 гг., одновременно с работой на сцене, преподавал бальные и характерные танцы в Петербургском театральном училище; кроме того обучал бальным танцам в различных учебных заведениях и частным образом (среди учеников — Глинка).

Сценическая деятельность Николая Гольца продолжалась 58 лет. (Энциклопедия балета называет 72 года, учитывая время учёбы, когда он уже начал выходить на сцену). Столь огромный срок сделал его свидетелем и участником разных балетных форм и реформ времени. С его именем связана история русского балета 19 столетия. Биографический словарь называет его «дедушка Гольц», который представлял собою живую летопись русского балета.

В 1872 г. на сцене императорского театра торжественно справлялся полувековой юбилей Николая Осиповича Гольца. И в его честь вышла брошюра «В память 50-летия сценической деятельности артиста балетной труппы Николая Осиповича Гольца. 1822—1872», СПБ, 1872.

Ему довелось работать с 16 разными балетмейстерами, среди которых были крупнейшие мировые хореографы: Шарль Дидло, А. Блаш, Ф. Тальони, Жюль Перро, Артур Сен-Леон, Мариус Петипа.

Являлся партнёром 50 прославленных балерин, среди которых: А. И. Истомина, Е. И. Колосова, М. Тальони, Ф. Эльслер, Е. И. Андреянова, Е. А. Телешева, Т. П. Смирнова, К. Гризи, Е. О. Вазем, Е. П. Соколова.

Только в партнерстве с Марией Тальони, прибывшей в Санкт-Петербург на императорскую сцену в 1837 г., танцевал более 200 раз.

Исполнил главные роли в 73 балетах, а всего выступил более чем в 80 ролях, во многих партиях являлся самым первым исполнителем:

  • 1808 — «Зефир и Флора». Балетмейстер Ш. Дидло — Амур (первый исполнитель)
  • 1817 — «Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники» Ф.М.А. Венюа. Балетмейстер Ш. Дидло — Ульрик (первый исполнитель)
  • 1819 — «Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов» Кавоса и Жучковского. Балетмейстер Ш. Дидло — Генрих, Симон (первый исполнитель)
  • 1823 — «Кавказский пленник» Кавоса. Балетмейстер Ш. Дидло — Ростислав (первый исполнитель)
  • 1824 — «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника» Шольца. Балетмейстеры Ш. Дидло и Огюст — Руслан (первый исполнитель)
  • 1825 — «Федра» Кавоса и Турика. Балетмейстер Ш. Дидло — Ипполит (первый исполнитель);
  • «Восстание в серале»
  • 1832 — «Сумбека, или Покорение Казанского ханства» И. Сонне. Балетмейстер А. Блаш — Осман (первый исполнитель)
  • 1832 — «Дон Жуан». Балетмейстер А. Блаш — Дон Жуан (первый исполнитель)
  • 1833 — «Марс и Венера, или Вулкановы сети». Балетмейстер А. Блаш — Марс (первый исполнитель)
  • 1834 — «Амадис, или Паж и волшебница». Балетмейстер А. Блаш — Амадис (первый исполнитель)
  • 1838 — «Дева Дуная» А. Адана. Балетмейстер Ф. Тальони — Рудольф (первый исполнитель)
  • 1838 — «Гитана, или Испанская цыганка» Балетмейстер Ф. Тальони — Фредерик (первый исполнитель)
  • 1839 — «Тень». Балетмейстер Ф. Тальони — Лоредан (первый исполнитель)
  • 1840 — «Морской разбойник». Балетмейстер Ф. Тальони — Райдаг-бей (первый исполнитель)
  • 1841 — «Дая, или Португальцы в Индии». Балетмейстер Ф. Тальони — Владетель Калькутты (первый исполнитель)
  • 1847 — «Пахита». Балетмейстер М.Петипа — Граф Д’Эрвильи
  • 1848 — «Сатанилла, или Любовь и Ад». Балетмейстер М.Петипа — Великий визирь (первый исполнитель)
  • 1853 — «Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники», композитор А. Венюа. Балетмейстер Ш. Дидло — граф Рагоцкий
  • «Эсмеральда» Цезаря Пуни. — Клод Фролло
  • 1855 — «Армида». Балетмейстер Ж.Перро — Годфрид Бульонский (первый исполнитель)
  • 1858 — «Корсар» композиторов Адольф Адан, Лео Делиб, Рикардо Дриго, Цезарь Пуни, П. Г. Ольденбургский. Балетмейстер Жюль Перро — Сеид-паша
  • 1858 — «Эолина, или Дриада». Балетмейстер Ж.Перро — Герцог Ратибор (первый исполнитель)
  • 1860 — «Грациелла». Балетмейстер А. Сен-Леон — Дон Фортунате (первый исполнитель)
  • 1863 — «Ливанская красавица». Балетмейстер М.Петипа — Залем (первый исполнитель)
  • 1863 (или 1862) — «Дочь фараона». Балетмейстер М.Петипа — Фараон (первый исполнитель)
  • 1864 — «Конёк-Горбунок». Балетмейстер Артур Сен-Леон — Пётр (первый исполнитель)
  • 1865 — «Фиаметта». Балетмейстер М. И. Петипа — Стерггольд (первый исполнитель)
  • 1871 (Энциклопедия балета называет 1877 год) — «Дон Кихот». Балетмейстер М.Петипа — Гамаш (первый исполнитель в новой редакции)
  • 1877 — «Баядерка». Балетмейстер М.Петипа — Великий брамин (первый исполнитель)
  • 1879 — «Дочь снегов». Балетмейстер М.Петипа — Гений холода (первый исполнитель)
Владелец страницы: нет
Поделиться