Литтл Уолтер
Литтл Уолтер
01.05.1930 — 15.02.1968

Литтл Уолтер — Биография

Литтл Уо́лтер (англ. Little Walter, настоящее имя Мэ́рион Уолтер Дже́йкобс, англ. Marion Walter Jacobs; 1 мая 1930 — 15 февраля 1968) — блюзовый музыкант, певец, исполнитель на губной гармонике и гитарист.

Благодаря своей революционной технике игры на губной гармонике входит в один ряд с такими мастерами блюза, как Чарли Паркер и Джими Хендрикс. Его виртуозная игра и новаторство достигли высочайшего уровня выразительности и изменили представления многих слушателей о возможностях губной гармоники.

Вклад Литтл Уолтера в развитие блюза обеспечил ему место в Зале славы рок-н-ролла в категории «аккомпанирующий музыкант», он является единственным музыкантом, чья игра на гармонике заслужила такой высокой оценки.

Молодые годы

Бросив школу в возрасте 12 лет, Джейкобс уехал из провинциальной Луизианы и переезжал в поисках случайных заработков из одного места в другое: Новый Орлеан, Мемфис и Сент-Луис. Попутно он учился играть, оттачивая навыки вместе с Санни Уильямсоном II, Саннилендом Слимом и Дэвидом Эдвардсом.

Осев в Чикаго в 1945, он получил работу в качестве гитариста, но привлек большее внимание своей игрой на гармонике. Джейкобсу вскоре надоело, что звук его гармоники теряется на фоне электрогитар, и он применил простое, но прежде редко использовавшееся решение: стал держать в руках вместе с гармоникой маленький микрофон, подключенный к звукоснимателю гитары или к усилителю. Таким образом он мог соперничать с гитарным звуком любой громкости. В отличие от своих современников — Сонни Уильямсона и Снуки Прайора, которые использовали этот способ только для усиления звука, Литтл Уолтер применил усилитель для поиска новых звуковых эффектов. Мэдисон Дениро: «Он был первым, кто намеренно применил электронное искажение звука».

Карьера

Впервые запись Джейкобса увидела свет в 1947 после работы в студии крошечного лейбла Ora-Nelle Бернарда Абрама в принадлежавшем последнему магазине Maxwell Radio and Records в центре торгового квартала Maxwell Street в Чикаго. Эти и некоторые другие ранние записи Уолтера, как и многие другие работы блюзменов той эпохи, во многом обязаны сильному влиянию стиля первопроходца блюзовой гармоники Сонни Боем Уильямсоном I. Литтл Уолтер стал участником группы Мадди Уотерса в 1948, а к 1950 он записывался вместе с Мадди для Chess Records; его гармонику можно услышать в большинстве классических записей Уотерса, сделанных в начале 50-х. В качестве гитариста Литтл Уолтер также осуществил несколько записей на лейбле Parkway вместе с Мадди Уотерсом и Baby Face Leroy Foster (переиздавались в 1993 Delmark Records на CD под названием «The Blues World of Little Walter»), также с пианистом Эдди Уэром для Chess; он также работал с гитарой в студиях вместе с Мадди Уотерсом и Джимми Роджерсом.

Сольная карьера Джейкобса началась с записи для лейбла Checker Records, подразделения Chess, 12 мая 1952; первая же записанная песня стала хитом, на 8 недель возглавив хит-парад в музыкальном журнале Billboard — это была «Juke». Впервые лидером стала композиция с сольным исполнением на гармонике. Три другие работы Литтл Уолтера также попали в лучшую десятку Billboard: «Off the Wall» заняла восьмое место, «Roller Coaster» — № 6, и «Sad Hours» — № 2.

«Juke» обеспечила место Уолтеру на студии Chess на годы вперёд. С 1952 по 1958 Литтл Уолтер записал 14 песен, попавших в десятку чартов Billboard, включая два хита на первой позиции (второй — песня «My Babe» в 1955), достижение, которое не смогли повторить ни Мадди Уотерс, ни приятели по Chess Хаулин Вульф и Санни Бой Уильямсон II. Следуя примеру «Juke», многие синглы Уолтера 50-х годов представлены вокалом на одной стороне и инструментальной композицией на другой. Многие из исполненных им вещей представляют собой обработанные им или Вилли Диксоном более ранние блюзовые стандарты. В целом его игра отличается более современным и высоким темпом по сравнению с популярными мелодиями чикагского блюза тех лет, с ощутимым джазовым уклоном.

Джейкобс часто аккомпанировал на гармонике при записях таких знаменитостей Chess, как Джимми Роджерс, Джон Брим, Роки Фуллер, Мемфис Минни, The Coronets, Джонни Шайнс, Флойд Джонс, Бо Диддли и Шел Силверстайн. Его приглашали и другие компании для записи вместе с Отисом Рашем, Джонни Янгом и Робертом Найтхоуком (Ли Макколлумом).

Джейкобс страдал от алкоголизма и обладал на редкость вздорным характером. Это привело к снижению его популярности в конце 50-х. Он дважды совершал концертные туры в Европу — в 1964 и 1967 гг. (Долгие слухи о совместном выступлении в 1964 году с The Rolling Stones были опровергнуты Китом Ричардсом). Турне 1967 года, ставшее частью American Folk Blues Festival, оставило после себя единственную доступную ныне видеозапись Литтл Уолтера, аккомпанирующего Хаунд Дог Тэйлору и Коко Тэйлор во время телепрограммы в Копенгагене 11 октября 1967.

Смерть

Через несколько месяцев после возвращения из своего второго европейского турне он ввязался в драку во время перерыва в своем выступлении в одном из чикагских ночных клубов. Сравнительно небольшие ранения дали осложнения и, вкупе с ранее полученными травмами, привели к смерти. Он умер во сне в доме своей подруги утром следующего дня. Официальной причиной смерти, указанной в свидетельстве о смерти, был назван коронарный тромбоз; внешние повреждения были такими незначительными, что полиция посчитала причины его смерти «невыясненными либо естественного характера». Он был похоронен на кладбище Святой Марии в Эвергрин-Парке (штат Иллинойс) 22 февраля 1968 года.

Наследие

Музыкальное наследие Литтл Уолтера грандиозно: историки блюза отмечают его как исполнителя, установившего стандарты игры на губной гармонике для блюза. Его влияние испытали практически все исполнители, играющие на 10-дырочной блюзовой гармонике — Джуниор Уэллс, Джеймс Коттон, Джордж «Harmonica» Смит, Кэри Белл, Биг Уолтер Хортон, Ким Уилсон, Род Пиацца, Уильям Кларк и Чарли Муссельвайт, а также музыканты, работающие в жанре блюз-рока: Пол Баттерфилд и Джон Поппер из Blues Traveler.

Инструментальная Juke 1952 года вошла в число 500 песен, сформировавших рок-н-ролл Зала славы рок-н-ролла], а 19 декабря 2007 была представлена в Зале славы Grammy Awards в качестве «примера музыкального шедевра, оказавшего значительное влияние на историю музыки»

Пять компакт-дисков со всеми известными записями Литтл Уолтера, сделанными для Checker Records между 1952 и 1967 годами, готовятся к выходу в марте 2009 на лейбле Hip-O Select.

Владелец страницы: нет
Поделиться