Давыдов Карл Юльевич

Давыдов Карл Юльевич — Биография

Карл Ю́льевич Давы́дов (15 марта 1838, Голдинген, Курляндская губерния — 14 февраля 1889, Москва) — русский композитор и виолончелист, директор Санкт-Петербургской консерватории в 1876—1887 годах.

Родился в семье врача Юлиуса Петровича Давидова (1804—1870), получившего в 1840 году место в Николаевском Воспитательном доме в Москве; мать, Доротея Давыдова (урождённая Михайлович; 1802—1864), была учредительницей и руководителем частного женского пансиона в Москве.

Влияние на Давыдова оказал его старший брат — математик Август Юльевич Давидов. В доме Давыдова собирались и музицировали как профессиональные музыканты, так и преподаватели Московского университета.

Давыдов занимался музыкой с детства, в 14 лет принял участие в публичном концерте в Москве, на котором с успехом сыграл в сопровождении оркестра одну из виртуозных пьес Макса Борера (8 марта 1852 года в Большом театре).

Здесь были написаны первые музыкальные сочинения Давыдова: опера «Рудокопы», а также исполненные в 1858 году увертюра и фантазия для 4 виолончелей и контрабаса из оперы «Калигула».

Однако по настоянию семьи в 1858 году Давыдов окончил Московский университет со степенью кандидата математических наук и лишь после этого обратился к профессиональному музыкальному образованию, поступив в Лейпцигскую консерваторию с намерением стать композитором; его главным наставником стал Мориц Гауптман.

Однако высокая оценка, полученная в Лейпциге (в том числе от Фридриха Грюцмахера) его исполнительскому дарованию, привела к тому, что 23-летний Давыдов занял в 1861 году пост преподавателя консерватории, одновременно начав гастрольную деятельность по всей Европе.

Среди его лейпцигских учеников были Йун Григ (1840—1891), Эмиль Хегар (1843—1921) и др.

В 1862—1887 годах Давыдов жил в Петербурге, получил звание «солиста Его Императорского Величества».

Давыдов играл на инструменте работы А. Страдивари, подаренном ему графом М. Ю. Виельгорским.

П. И. Чайковский называл Давыдова «царём всех виолончелистов нашего века», Юлиус Кленгель вспоминал, что лишь знакомство в молодости с игрой Давыдова дало ему подлинное понимание инструмента.

С. И. Танеев в письме П. И. Чайковскому от 29 марта 1874 года сообщал: «8-го числа… концерт Давыдова (D-dur), игранный им самим же,… Давыдова я слышал в первый раз, прекрасно играет».

По приглашению А. Г. Рубинштейна преподавал в Петербургской консерватории (профессор; в 1876—1887 директор). Среди выдающихся учеников Давыдова — А. Э. фон Глен, А. В. Вержбилович, Гануш Виган и др.

В 1888 году Давыдов вернулся в Москву, где, несмотря на плохое состояние здоровья (приступы грудной жабы), занимался устройством концертов камерной музыки (в том числе бесплатных для учащейся молодёжи). Среди близких московских друзей Давыдова — концертировавший с ним В. И. Сафонов.

В композиторском наследии Давыдова — 4 виолончельных концерта, симфоническая поэма «Дары Терека», «Фантазия на русские песни» для виолончели с оркестром. Давыдов — автор «Школы для виолончели» (1888).

Похоронен на Введенском кладбище в Москве, на могиле — памятник работы Р. Р. Баха.

Семья

Жена — Александра Аркадьевна Горожанская (1848 — 11 февраля 1902) — издатель журнала «Мир Божий».

Дети:

  • Лидия (1869—1900) — жена М. И. Туган-Барановского;
  • Николай;
  • Мария (1879—1965, Москва) — жена А. И. Куприна (первым браком), затем Н. И. Иорданского, мемуаристка.
Владелец страницы: нет
Поделиться