Данилин Сергей Алексеевич
Данилин Сергей Алексеевич

Данилин Сергей Алексеевич — Биография

Серге́й Алексе́евич Дани́лин (8 (21) октября 1901; город Москва — 28 декабря 1978; город Москва) — Герой Советского Союза (1 сентября 1937), генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы (28.05.1943; генерал-лейтенант инженерной службы — 20.06.1951; генерал-лейтенант-инженер — 18.11.1971), авиационный штурман.

Родился 8 (21) октября 1901 года в Москве. Русский.

Детство и юность провёл в городе Химки (Московская область). Окончил коммерческое училище.

В армии с 1919 года. В 1921 году окончил Московскую аэрофотограмметрическую школу. В 1921—1924 годах совмещал воинскую службу с учёбой в Московском государственном университете.

С 1922 года — штурман-испытатель Научно-испытательного института ВВС. Участвовал в испытаниях многих самолётов, успешно разрабатывал методы и средства аэронавигации. Активно участвовал в создании приборов аэрофоторазведки и решении проблем боевого применения авиации в ночных, высотных и «слепых» полётах, а также бомбометания из-за облаков. Создал первую в стране инструкцию по пилотированию по приборам, в 1935 году написал учебник по аэронавигации. Участвовал в ряде ответственных дальних перелётов по стране и за рубежом. В 1931—1935 годах был флаг-штурманом групп тяжёлых самолётов, участвовавших в воздушных парадах над Москвой.

12-14 июля 1937 года в качестве штурмана на самолёте АНТ-25 (командир экипажа — М. М. Громов, второй пилот — А. Б. Юмашев) совершил беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Сан-Джасинто (США) протяжённостью 10.148 км по прямой (полётное время — 62 часа 17 минут). Были установлены 3 мировых авиационных рекорда дальности полёта (из них 1 — абсолютный). Весь экипаж (первыми среди отечественных авиаторов) был удостоен медалей де Лаво (награды FAI).

За выполнение перелёта и проявленные при этом мужество и героизм военинженеру 3-го ранга Данилину Сергею Алексеевичу Указом Центрального исполнительного комитета СССР от 1 сентября 1937 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия ему 4 ноября 1939 года была вручена медаль «Золотая Звезда».

В три часа утра тридцатого ноября на авиабазах Первой авиационной армии Резерва Главного Командования в Монино, Калинине и Иваново заревели авиамоторы.

А через час тяжело груженые ТБ, ДБ и СБ один за другим стали отрываться от бетонных полос, медленно набирая высоту и вставая в круг над аэродромом в ожидании своих товарищей.

На полётных картах у каждого экипажа были указаны конкретные цели. Которые во время митинга они торжественно поклялись уничтожить. И которые теперь будут бомбить каждый день! До тех пор пока не уничтожат! То есть, пока их уничтожение не подтвердит фотоконтроль и доклады наземных войск.

Подвергать бомбардировке населенные пункты, было категорически запрещено. Экипажи, нарушившие приказ, в полном составе, включая воздушных стрелков и мотористов, ждал трибунал. Со всеми вытекающими последствиями.

Собравшись вдоль линейного ориентира - железной дороги Москва - Ленинград, как они не раз это делали в ходе подготовки к первомайским парадам, полки двинулись на север. Истребительное прикрытие (три полка пятьдесят девятой истребительной авиабригады) должно было присоединиться к ним под Ленинградом.

Огромную колонну из трех с лишним сотен машин возглавлял командующий армией Герой Советского Союза комдив Тхор со своим флагштурманом Героем Советского Союза комбригом Данилиным. И его помощниками, которые должны были поддерживать связь со всеми соединениями и строго следить за прохождением контрольных точек.

Комдив вел самолёт так плавно, что стрелки приборов застыли на циферблатах как приклеенные. Под крылом проплывали заснеженные леса и поля.

— ЗИМНЯЯ ВОЙНА/«ПРИНИМАЙ НАС СУОМИ-КРАСАВИЦА»/3. БЕЙТЕ С НЕБА, САМОЛЕТЫ… ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, КОНЕЦ НОЯБРЯ 1939 года

С 1943 года входит в состав Совета по радиолокации при ГКО, который занимался созданием промышленности, выпускающей радиолокационные средства. В 1943—1944 — начальник Научно-испытательного института спецслужб ВВС, в 1944—1951 — заместитель начальника Научно-испытательного института ВВС и начальник одного из научных Управлений ВВС. Один из организаторов штурманской службы в ВВС.

В 1951—1953 — помощник Главнокомандующего ВВС по радиотехнической службе. В 1953—1959 — вновь начальник научного Управления ВВС. В 1959—1960 — в научной группе при Главнокомандующем ВВС. С 1960 года генерал-лейтенант инженерной службы С. А. Данилин — в отставке.

Жил в Москве. Умер 28 декабря 1978 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва (в 1937—1946 годах).

Владелец страницы: нет