Коноваленко Василий Васильевич
Коноваленко Василий Васильевич

Коноваленко Василий Васильевич — Биография

Василий Васильевич Коноваленко; (5 июля 1929 — 27 января 1989) — украинский и русский скульптор, ювелир, создатель серии уникальных скульптурных миниатюр в жанре камнерезно-ювелирного искусства (объемная флорентийская мозаика), а также выдающихся произведений чисто-ювелирного искусства (в т.ч. в технике перегородчатой эмали). В молодости работал и декоратором, и классическим скульптором, затем театральным художником-постановщиком. Член Союза художников СССР.

Творчество Василия Коноваленко находится на стыке скульптуры и ювелирики и отличается тонким психологизмом и пластической выразительностью. Художник создал обширную галерею народных типов, характеров, запечатлел их духовность.

Детство и молодость

Василий Коноваленко родился в в Запорожской обл., Акимовский р-н, село Петровка. (укр. с. Петрівка, Якимівський р-н, Запорізька обл.) 5 июля 1989 года. Отец Василия - Коноваленко Василий Васильевич, (1900 — 1946) украинец, мать Галигузова Феодосия Тихоновна, (1899 — ?), русская. Оба - уроженцы Запорожья — одного из крупнейших городов Украины. В документах Коноваленко писал: "национальность - украинец". Он был пятым ребенком в семье, единственным мальчиком.

Его детские годы прошли в другом крупном индустриальном центре 1930-х годов: шахтерском городе Донецке - бывшей Юзовке, в те времена именовавшейся Сталино. В деревне Василий прожил всего два года младенческой жизни, т.к. с 1931 года его отец его работал в руководстве «Донтранса» - транспортной организации индустриального города сталинских времен. Василий Коноваленко в 1938 г. пошел учиться в среднюю школу, окончил 5-й класс, после чего в 1943 г., в связи с военным положением, был вместе с матерью эвакуирован. Отец был мобилизован в Красную армию.

В 1943 г. Василий возвращается в г. Сталино. С 1944 года (с 14 лет) Василий Коноваленко работал в Донецкий национальный академический театр оперы и балета имени А. Б. Соловьяненко скульптором-бутафором. Изначально поступив на должность «ученика художника-декоратора», уже через два года получает должность «заведующего бутафорского цеха». Параллельно продолжал учиться в средней школе. В 1944 г. был отозван с работы в театре в школу ФЗО, где проучился с марта 1944 по июнь 1945 гг. Получил там обязательную в те годы рабочую специальность (вероятно, по горнодобывающей промышленности). Затем поступил учиться в Архитектурно-художественное училище на скульптурный факультет, где получил среднее специальное образование.

Во многих источниках ошибочно указывается, что Коноваленко был членом Союза художников с 1946 года. Это не так: в 1946 ему было всего 17 лет. Правда он уже руководил цехом бутафории, но в личном деле он пишет именно: «член Рабис».

28.03.1949 перешел на работу в Сталинское областное товарищество художников и работал по 25 января 1950 в должности скульптора, после чего вернулся обратно в родной театр и проработал в должности зав. бутафорским цехом с 1 февраля 1950 по 25 октября 1950 гг.

Из театра был призван в Красную Армию, служил в городе Ломоносов матросом Балтфлота с октября 1950 по март 1951 гг. В период службы он впервые увидел Ленинград - и решил там остаться.

Становление

Демобилизовавшись, в мае 1951 г., Василий полностью переезжает в Ленинград. 14 августа он поступил художником-декоратором в Ленинградский театр Музыкальной Комедии, где проработал по 22 октября. После ухода сразу проходит по конкурсу в Ленинградский театр оперы и балета им. С.М. Кирова (бывший Мариинский театр). Работает художником-декоратором во многих спектаклях. Это было время активного самообразования Коноваленко. Он - один из тех художников 1950-х, которые обратились к самообразованию для преодоления навязанных норм партийного искусства. Коноваленко опирается на классические образцы Эрмитажа, на книги о старых мастерах, в поисках своего творческого пути, далекого от штампов советского художественного образования тех лет.

В Мариинском театре Коноваленко участвует в постановке «Каменного цветка», под руководством С.И. Вирсаладзе (1957 год), в качестве художника-декоратора. Рано начав обучаться искусству скульптуры, театрально-декорационному делу, бутафории, - к началу работы над балетом «Каменный цветок» в 1956 году он уже был опытным художником, много работал с цветом и фактурами. Спектакль был художественным прорывом к новому театральному мышлению. Вирсаладзе и Григорович инициировали новый стиль работы над спектаклем, где все участники сотрудничали как единый творческий коллектив. Возможность показать себя как самостоятельного художника открыла перед Василием дорогу к художественно-постановочной работе. Работая с тематикой камня, Коноваленко вернулся в мир добычи подземных сокровищ, знакомый художнику еще по жизни в шахтерском городе. Сотрудничество на легендарном проекте с выдающимися деятелями искусства — Вирсаладзе, Осипенко, Вечесловой, Григоровичем — вдохновило молодого художника. Он осуществляет собственные постановки в оперных театрах страны. В процессе работы над балетом «Каменный цветок» он начал самостоятельно осваивать полихромную скульптуру — жанр, находившейся в тот момент в упадке.

К 1959 году появляются первые шедевры камнерезной скульптуры, но Василию Коноваленко не дают возможности выставить скульптурные работы - и он совмещает новое направление с работой над театральными постановками.

В 1961 году Василий — художник-постановщик балета "Каменный цветок" в Сталинском театре в Донецке. В том же году — художник-постановщик балета "Тропою грома", Сталино. В 1962 "Последний бал" Ю.Бирюкова. Режиссер К.Муллер.

Кроме того, в его сценографии шли оперы и балеты: "Спартак", "Аида", "Баядерка", "Шахерезада", "Цыганы", "Борис Годунов" в разных городах.

Признание

Наконец, в 1973 году (художнику — 44 года) состоялась первая персональная выставка его скульптур — камнерезного искусства (до этого — только сценографические выставки). Выставка, проходившая в Русском музее стала сенсацией, а скульптуры Коноваленко были закуплены Гохраном России, как национальное достояние. Коноваленко был дважды награжден золотыми медалями ВДНХ. Каталог выставки лично составил знаменитый директор Русского музея Василий Пушкарёв, а текст написал Сергей Михалков.

Коноваленко — теперь признанного скульптора и камнереза — приглашают в Москву на должность главного художника Министерства Геологии и дают возможность создать свою школу-мастерскую «Лаборатория малых скульптурных форм». Он переезжает в Москву. Однако, недовольный тем, что выставку в Русском музее сделали через его голову, Григорий Романов начинает необоснованное уголовное преследование Коноваленко. Скульптору «намекают», что надо уникальную коллекцию его работ (оцененную иностранными экспертами в 2 млн. долларов) «подарить» государству. Что он делает - и только тогда преследование заканчивается. Набрав учеников в школу, обучая их, сам Коноваленко продолжил работу в прославившим его направлении.

Положение художника-одиночки привело к столкновению с властями, угрозам. После истории с Романовым, у Василия потребовали создавать ценности для бюрократической верхушки, политические скульптурные портреты — Брежнева, Ленина и т.п. Это не соответствовало мировоззрению Василия - и художник вынужден был в 1981 г. эмигрировать в Америку.

Эмиграция

В 1981 году (в 52 года) он эмигрировал, взяв с собой только любимую удочку. Следы деятельности эмигранта 1980-х годов были вычеркнуты, стерты в советские годы на родине художника, его имя несколько лет нигде не упоминалось, а после перестройки газетные статьи множили ошибки и противоречия в данных о его жизни. В этой путанице искажались и принципиальные моменты: Василий Васильевич Коноваленко был представлен как деревенский житель, художник, внезапно встретившийся с темой камня в балете «Каменный цветок» и впервые перешедший к скульптуре (хотя он начал очень рано работать скульптором, и вырос в шахтерском городе) . Фотографии его шедевров публиковались в советских издания без его фамилии.

Американский период

В марте 1984 года в Музее Натуральной Истории Денвера, Колорадо, состоялась персональная выставка Василия Коноваленко. Работы остались в постоянной экспозиции музея. Художнику было 55 лет. Грандиозный успех выставки, мировое признание омрачались только разрывом с Родиной.

Попытка возвращения на родину и смерть

В 1989 году Коноваленко начинает переговоры о выставке в России и о возвращении на родину для создания школы камнерезного искусства. Он полон планов и надежд. Он достиг виртуозного мастерства, создал ряд шедевров, он стремился отдать это родной стране. Он был одним из тех, про кого по праву говорят — лицо эпохи! И этот порыв возвращения — значимый жест художника. Внезапный приступ оборвал его планы. Василий Васильевич Коноваленко умер 27 января 1989-го в Нью-Виндзоре, штат Нью-Йорк. Причина смерти — кровоизлияние в мозг. До смерти он провёл пять дней в больнице, в коме.

Василий похоронен (как и многие другие эмигранты) на русском православном кладбище в городе Наяке (Nyack, штат Нью-Йорк, США).

Владелец страницы: нет