Кожушаная Надежда Павловна
Кожушаная Надежда Павловна

Кожушаная Надежда Павловна — Биография

Надежда Павловна Кожушаная (15 марта 1952, Свердловск — 15 января 1997, Москва) — советский, российский кинодраматург, писатель, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации «Я живу и пишу с любовью к своему сумасшедшему времени», — говорила сценарист и писатель Надежда Кожушаная. Филолог и музыкант по образованию, драматург по призванию, она прожила всего 44 года, но ещё при жизни сумела заслужить титул «Самой одарённой сценаристки эпохи перемен».

Детство

Надежда Кожушаная (Ямшанова), родилась в Свердловске (Екатеринбург). Отец — Ямшанов Павел Иванович (главный инженер лаборатории завода Уралмаш), мать — Ямшанова (Смирнова) Глафира Михайловна (преподаватель металлургического техникума). Когда Наде было восемь лет, её родители разошлись. В школе Надежда училась только на отлично (требование матери, яркой сложной личности). Училась в музыкальной школе, обладала абсолютным музыкальным слухом. С раннего детства у Надежды было множество друзей совершенно разного контингента. Она играла в школьном театре, аккомпанировала на вечерах и концертах. Собирала друзей и занималась с двоечниками по отстающим дисциплинам. Отец Надежды, строгий аскетичный человек, обладал тонким художественным вкусом. Его коллекция альбомов по искусству и библиотека художественной литературы формировали Надин вкус и воображение. Отец сочинял стихи и сказки, которые зачитывал Наде и её друзьям. Мать писала сценарии вечеров для техникума. Надя с раннего детства тоже писала. Драматичную историю своего первого публичного выступления в качестве драматурга — читки первой пьесы перед классом и учительницей — она изложила позднее в рассказе «Пустяк».

Университет

После школы в 1968 году Надежда Ямшанова поступила в Уральский Государственный Университет на филологический факультет. К этому времени она закончила музыкальную школу, свободно играла на фортепиано, гитаре, аккордеоне, могла определить на слух любую ноту инструмента в оркестре, играть с ходу любую мелодию. На протяжении обучения в Университете Надежда играла в студенческом театре, как актриса и аккомпаниатор. Обнаружился также пародийный талант. Играла в театре Свердловского архитектурного института, где познакомилась с Владимиром Хотиненко. Продолжала писать литературные произведения, уже тогда задаваясь вопросом о новых формах в литературе. Одновременно с тем писала музыку, на третьем курсе обучения в Университете ясно ощутила потребность стать композитором. Мать не позволила Надежде бросить Университет, чтобы поступать в Консерваторию, мотивировав это необходимостью закончить сначала один ВУЗ. Над дипломом Надежда работала в усадьбе Мураново, в качестве практики проводила экскурсии, посвященные творчеству Тютчева. По окончании Университета Надежда готовилась поступать в аспирантуру. По законам того времени полагалось отработать два года в сельской школе по распределению. Большинство выпускников избегало этой участи, Надежда намеренно поехала в деревню Кунары Свердловской области, отработала один учебный год (1974—1975), преподавала русский язык, литературу, пение. Отношения с детьми складывались хорошо, с руководством сложнее. В 1975 году Надежда вышла замуж за Бориса Кожушаного, которому удалось увести ее из деревни на год раньше, вопреки правилам распределения, в Москву, где Борис учился в МАрхИ.

Москва, ВКСР

В Москве Надежда работала табельщицей в строительном управлении (писала об этом юмористические рассказы). Увлекалась театром, писала пьесы. Среди друзей молодой семьи Кожушаных были актеры, режиссеры, в том числе труппа зарождающегося Театра на Юго-Западе, близким другом был руководитель театра Валерий Белякович. Пьесы и другие произведения, написанные в этот период, Надежда зачитывала в компании театралов вслух, уже тогда вырабатывая свой стиль: «То, что я пишу, нужно читать вслух». Почти все, написанное в этот период, утеряно. Известен текст мини-пьесы «Сумасшедшая Рахильда», вариант пьесы «Антигона». 1 декабря 1980 года в семье родилась дочь Екатерина. В этот период подруга детства Надежды, Оксана Черкасова училась в Москве на Высших курсах сценаристов и режиссёров и подсказала Надежде идею осваивать киноязык, стать кинодраматургом. При поступлении на ВКСР был конкурс несколько десятков человек на место, Надежда поступила, по ее словам «единственная с улицы», с рассказом «Раз в неделю по субботам», где прототипом главного героя является ее отец. После собеседования Валентин Черных сформулировал свое нежелание принимать Надежду на курсы таким образом: «Это человек такого же склада, как Шпаликов, Высоцкий, Даль. При том, что она женщина, эмоционально ей будет еще тяжелее, чем им».Семен Лунгин заявил: «Запишите эту девочку на меня». Любовь и дружбу с преподавателями Надежда сохранила на всю жизнь (С. Лунгин, Л. Голубкина, В. Фрид, М. Мамардашвили, А. Митта, П. Волкова). Надежда обучалась в мастерской С. Лунгина по специальности «Сценарист фильмов для детей», написала три полнометражных сценария: «Забор», «Самый первый счастливый день» (дипломная работа), сценарий «Последняя игра в куклы», написанный в тот период, был поставлен в 2010 году. Писала работы по заказам студентов-режиссеров. В процессе обучения были поставлены короткометражные картины по сценария Надежды: «Мост», «Прогулки по городу», «Нам не дано предугадать…». После окончания курсов, фильмы «Торо!», «Бузкаши».

Искусство кино

  • 1987 Первым полнометражным фильмом по сценарию Н. Кожушаной стал фильм «Зеркало для героя».
  • 1989 Муж и дочь Тамары Александровны

Н. Кожушаная:

Когда закрутилась перестройка, полилась вся эта грязь, мы с режиссером Ольгой Наруцкой решили, что сейчас самое главное в жизни — семья. Только она может удержать человека на плаву. Вот и сделали фильм о семье — мама, папа, дочь, соседка. Жизнь.

  • 1991 Фильм «Нога». Из интервью Кирилла Разлогова:
Картина-легенда, картина-открытие. Картина уникальная. Безусловно, своеобразный памятник и режиссеру, сценаристу и актеру.
  • 1992 Фильм «Прорва». Из интервью Кирилла Разлогова:
Картина характерная, важная и останется в истории.

Избранная проза

В середине 1990 годов были сложности в российском кинопроизводстве. Полнометражные сценарии Надежды не были поставлены, но работа шла. Были поставлены анимационные фильмы Дело прошлое, Племянник кукушки, Нюркина баня. Короткометражные фильмы «Террорист», «Ой, Бог ты мой!», «Неживой зверь». В этот период были написаны полнометражные сценарии: для режиссера Ольги Наруцкой «Бессонница» (две серии), «Хромой князь». Для Ивана Дыховичного сценарий по ранним рассказам Набокова и сценарий-антиутопия «Прощай, Москва!». По заказу из Италии — развернутый синопсис «В ночь под коммунизм». По своей инициативе Надежда написала «Женщину номер два», которую через несколько лет планировал ставитьМихаил Кононов. Для Александра Соловьева были написаны сценарии «Беби-Йога» и «Простое число». Были написаны и другие заявки и эссе. В течение всей творческой жизни Надежда отрабатывала свой собственный стиль текста, всегда проверяя его на слушателях, текст должен был звучать и воздействовать. Киноведы, актеры, режиссеры, друзья и соседи по квартире, в независимости от того, кто имеет привычку и навык читать, а кто не имеет (тем интереснее был звук текста для Надежды), должны были немедленно по её требованию прочесть написанное.Ирина Шилова, киновед, из интервью:

Я прочла кусок пьесы «Пенальти» при ней (терпеть не могу читать при авторе). Когда к героине-космонавту в пустыню приезжает её отец. Сейчас пошлость скажу — но я заплакала. И увидела торжество в Надиных глазах: «Победила».

Статьи и эссе Надежды Кожушаной были опубликованы в разных изданиях, сценарии печатались в журнале Искусство кино в разделе «Избранная проза». В процессе печати были разобраны на цитаты и развешаны крупным шрифтом в редакции. Кирилл Разлогов:

Сценарии Надежды Кожушаной это самостоятельная литература, это чтение, которое доставляет удовольствие без относитительно к тому, были они поставлены или не были поставлены, мне кажется они заслуживают внимательного, в том числе литературоведческого изучения.

В 1996 году в работе параллельно находились два анимационных фильма Бабушка и Розовая кукла, материал сборки Надежда видела, но окончательные версии не успела. Призы за драматургию этих фильмов, и звание Заслуженного деяятеля искусств РФ были присвоены ей после смерти. Надежда умерла 15 января 1997 года, диагноз пневмония. В 2006 году на фестивале Кинопроба в Екатеринбурге Оксана Черкасова подарила режиссеру, директору фестиваля документального кино «Россия» Георгию Негашеву книгу Надежды Кожушаной «Кино — работа ручная». Так началась история создания фильма Последняя игра в куклы, который вышел в 2010 году.

Владелец страницы: нет
Поделиться