Черкасская Марианна Борисовна
Черкасская Марианна Борисовна
25.02.1876 — 11.01.1934

Черкасская Марианна Борисовна — Биография

Мария (Марианна) Борисовна Черкасская (по мужу Палечек; 13(25).2.1876, Петербург — 11.1.1934, Рига) — оперная певица (лирико-драматическое сопрано) и вокальный педагог.

Родилась в Санкт-Петербурге в аристократической семье 13 (25) февраля 1876 года.

Училась в Смольном институте благородных девиц.

В 1900 году окончила Петербургскую консерваторию, педагог К. Ферни-Джиральдони.Тогда же дебютировала в Мариинском театре в партии Татьяны — «Евгений Онегин» П. Чайковского или Тамары — «Демон» А. Г. Рубинштейна.

1900—1918 — солистка Мариинского театра.

Сразу после революции жизнь певицы круто меняется — как чуждый революционному рабоче-крестьянскому духу аристократический элемент, она по трудовой повинности вынуждена разгружать барки с дровами на набережной Невы. Вскоре было принято решение эмигрировать. Семья сменила несколько стран, жили в Афинах, Париже, Шанхае… В конце концов осели в Риге. По одним данным, в 1919—1929 гг. она работала солисткой Латышской оперы. По другим — первое выступление Марианны Черкасской в Риге состоялось 13 февраля 1926 года на сцене Латвийской национальной оперы в «Гугенотах» Дж. Мейербера.

Её искусство оказало немалое влияние на формирование латвийской оперной школы.

В Латвии принимала участие в благотворительных концертах — несмотря на то, что очень нуждалась, будучи беженкой в эмиграции.

Помимо работы в стационарных театрах, много гастролировала по России: 1913 — в антрепризе Серебрякова и за рубежом: 1907 — участвовала в концертах «Русских сезонов» в Париже с С. П. Дягилевым, 1909 — в Ла Скала, 1911 — в Парижском театре Сары Бернар, в Афинах, 1917 — в Монте-Карло (в опере «Демон» выступала в партнерстве с М. Баттистини), 1921 — в Шанхае, 1922 — в Париже (Гранд-Опера).

Камерный репертуар певицы включал произведения А. Гречанинова, В. Калинникова, кантаты И. С. Баха.

Записывалась на грампластинки; всего записала 25 произведений: оперные арии, романсы, дуэты (в Петербурге «Э. Берлинерс Граммофон», 1899; «Граммофон», 1907, 1913) и Киеве («Артистотипия», 1914).

В марте 1925 участвовала в первой технической пробе-трансляции оперы «Саломея» Р. Штрауса (п/у В. И. Сука).

Часть материалов и записей певицы хранится в ИРЛИ (Санкт-Петербург).

Певице посвятили свои романсы А. П. Боначич («Ты помнишь ли, над морем мы сидели», 1899), А. Манн («Чарующее слово», 1899; рукопись романса хранится в отд. ГПБ, ф. 1047, № 38) .

Оставив оперную сцену, ещё какое-то время продолжала концертировать и вела педагогическую работу, преподавала в Рижской консерватории.

Похоронена в Риге на Покровском кладбище.

Сын: Алексей Николаевич Черкасский (1904, Россия — 1980, США) — оперный певец, режиссёр оперных спектаклей, работал на радиостанции «Голос Америки». Его дочь Марина Чаркасская-младшая — солистка Американского балета.

Пружанский А. М. (Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. — Изд. 2-е испр. и доп., электронное. — М., 2008) о певице: «Обладала легким, ровным (во всех регистрах), удивительным по красоте голосом мягкого, густого тембра, близким к меццо-сопрано с ярким „металлическим“ верхним регистром и безупречной музыкальностью. Её исполнение отличалось кантиленностью, выразительной фразировкой».

Владелец страницы: нет
Поделиться