Кленовский Дмитрий Иосифович — Биография

Дмитрий Иосифович Кленовский (наст. фам. Крачковский; 24 сентября (6 октября) 1893, Санкт-Петербург — 26 декабря 1976, Траунштайн, Германия) — русский поэт, журналист. «Последний царскосёл», по отзыву Нины Берберовой.

Дмитрий Крачковский родился в семье художника-пейзажиста, академика живописи Иосифа Крачковского и художницы Веры Беккер. Учился в Царскосельской гимназии (1904—1911), часто бывал с родителя­ми в Италии и Франции, в 1911—1913 по состо­янию здоровья находился в Швейцарии.

В 1913—1917 году изучал юриспруденцию и филологию в Петербургском университете. В этот период он увлекался антропософией. Начал печататься в петербургских журналах с 1914 года, его первый сборник «Палитра» был издан в Петрограде в конце 1916 года (на книге проставлен уже 1917 год) под его настоящей фамилией. Подготовленный к печати второй сборник «Предгорье», близкий к поэтике акмеизма, не вышел из-за революции; датированная 1922 годом рукопись сохранилась в архиве Глеба Струве и вышла в свет в составе «Полного собрания стихотворений» поэта в Москве в 2011 году.

С 1917 года до отъезда в Харьков Крачковский работал в Москве совслужащим, в 1921—1922 — журналистом, посещал литературные кружки, где познакомился с творчеством Андрея Белого и Максимилиана Волошина. С установлением советской власти оставил всякие попытки заявить о себе как о поэте и в 1922 уехал в Харьков, где работал переводчиком в Радиотелеграфном агентстве.

В 1942 году во время немецкой оккупации Украины вместе с женой, немкой по происхождению, эмигрировал в Австрию, а затем в 1943 году в Германию. С 1947 года начал публиковать стихи под псевдонимом Кленовский — в «Новом журнале», а с 1950 г. в журнале «Грани». Жил в Траунштейне, Бавария, писал до самой смерти. Всего в Германии издал 11 поэтических сборников (последний издан посмертно в 1977 г. радениями вдовы поэта М. Д. Крачковской и проф. Р. Ю. Герра). Переписка Кленовского с архиепископом Иоанном (Шаховским) вышла отдельным изданием (Париж, 1981).

Поэзия Кленовского питается тремя источниками: религиозно-духовным достоянием русского православия, ан­тропософией, а также отношением к языку, каким оно было у акмеистов; при этом в творчестве Кленовского сказывается его собственный религиозный опыт (самые подробные тексты об ангелах в литературе). Его произведения отличаются самостоятельностью и в языке. Н. Гумилёв, которого Кленовский очень уважал как старшего то­варища по Царскосельской гимназии и как жертву большевистского насилия, служил ему духовным образцом. В своих поздних циклах стихов («Костер») Кленовский рассматривает земную жизнь лишь как отрезок духовного бытия человека, откуда он происходит и ку­да возвращается после смерти. Для него, как и для А. Белого, Ходасевича, Гумилёва, Во­лошина, несомненна многократность рожде­ния человека, позволяющая ему развиваться дальше и дальше. Поэтому его поэзии не свойственно выражение страха смерти, она скорее свидетельствует о знании смысла, за­данного земному существованию и познава­емого благодаря смерти. Восхищение приро­дой, исповедание любви и служения ближ­нему, иногда — воспоминания о Царском селе и Италии — таковы другие мотивы его по­эзии, которая с самого начала (1945) отлича­ется большой зрелостью, что обусловлено возрастом и обстоятельствами жизни автора; наибольших удач Кленовский достигает в сборнике 1967 года. Ясность языка и скромность выразительных средств сочетается в стихах Кленовского с экономным введением разных картин и неологизмов.

— Вольфганг Казак

Он не только стал, но и твердо признан признан одним из лучших поэтов Русского Зарубежья. Думаю, что он и один из лучших лириков России середины нашего века. Печать большой поэтической личности лежит на нём. Его поэзия безупречно соразмерна, у него нет столпотворения ни вещей, ни звуков. Он говорит просто, иногда как бы по-домашнему, но всегда есть в нём торжественность, даже в самом малом. Капля по капле, текут его строки, рождая мир поэзии, строго ему принадлежащей.

— Архиепископ Иоанн (Шаховской)

Владелец страницы: нет