Худайбердин Шагит Ахметович
Худайбердин Шагит Ахметович

Худайбердин Шагит Ахметович — Биография

Шаги́т Ахме́тович Худайбе́рдин (башк. Шәһит Әхмәт улы Хоҙайбирҙин, 9 октября 1896, аул Псянчино (ныне — д. Худайбердино Кугарчинского района Башкортостана) — 21 декабря 1924, Москва) — революционер, партийный и государственный деятель, писатель.

Родился 9 октября 1896 году в ауле Псянчино (ныне — д. Худайбердино Кугарчинского района Башкортостана). Родители: крестьяне Ахмет-агай и Ямиля-апай. Окончив местную русско-башкирскую приходскую школу (учитель Хажиахмет Ремеев), Ш. Худайбердин в 1909 году поступает в Оренбургское медресе «Хусаиния». В 1914 году за агитацию против режима администрации медресе Ш. Худайбердин был исключен из числа шакирдов.

С началом Первой мировой войны, Шагита Худайбердина призвали в русскую императорскую армию, что прервало его обучение в медресе. Закончив краткосрочные фельдшерские курсы, в звании ротного фельдшера его отправляют на фронт. Участвует во многих сражениях. После тяжелого ранения на австрийском фронте в 1916 году возвращается в Уфу. Февральскую революцию встречает будучи солдатом 144-го запасного стрелкового полка в Уфе. В Уфимском гарнизоне насчитывалось несколько тысяч солдат, среди которых было множество мусульман. Активно участвует в солдатском демократическом движении, став членом Уфимского мусульманского военного совета, входит в редколлегию газеты «Солдат теляге» («Желание солдата»), пишет рассказы, стихи, статьи, ведет революционную агитацию за прекращение империалистической войны, за переход всей власти к Советам, ведя революционную работу среди башкир и татар, отстаивая интернационалистские позиции.

В мае 1917 года был организован Уфимский мусульманский военный совет, членом редколлегии газеты «Желание солдата» и её активным корреспондентом стал Шагит Худайбердин.

Ш. Худайбердин активно участвует в укреплении советской власти. 29 октября 1917 года Худайбердин на общем собрании Уфимского мусульманского военного совета зачитал решение, поддерживающее лозунг «Вся власть Советам!» и Советское правительство. 30 ноября избран вместе с большевиками Н. Брюхановым, А. Свидерским, А. Чеверевым, Т. Кривовым, А. Цюрупой, Э. Кадомцевым в Уфимский губернский исполнительный комитет Советов, став членом революционного военного трибунала губернии Стерлитамакского укрепрайона, членом коллегии мусульманского комитета по башкирским делам. В марте 1918 года он переходит из социал-революционной в РКП(б), занимается агитационной работой среди башкирского и татарского населения во время мятежа белочехов, создает мусульманский отряд. Во время боев под Бугульмой Ш. Худайбердин получает ранение, и его отправляют в госпиталь. Залечив рану, некоторое время работает в Москве в Центральном мусульманском комиссариате, заведуя его башкирским отделом. Возвратившись в политотдел 50-й армии Восточного фронта, ведет агитационную работу среди солдат-мусульман, печатается в газете «Кызыл яу» («Красная битва»), где активно критикует контрреволюционную деятельнось Ахмет-Заки Валидова:

Веками угнетенный империалистами башкирский народ, как и пролетариат других угнетенных народов, когда подул ветер свободы, пробудился и потянулся к свету с мыслью об избавлении от угнетавших его кулаков, старшин. Но эти старшины и кулаки, разжиревшие на шее башкирской бедноты при империализме, твердили: «Мы увидим прежнюю нашу вольную жизнь, лишь если получим башкирскую автономию, иначе неминуема гибель». А Заки Валиди, который, кстати, вовсе не башкир, а тептяр, пользуясь отсталостью и невежеством башкир, возмечтал стать «башкирским ханом» и, подняв башкирский народ еа вооруженную борьбу против Советской власти, предотавившей всем национальностям все необходимые свободы, затопил в крови бедный, забитый башкирский народ.

Башкирские джигиты — герои!

Откройте ваши глаза, посмотрите, ради кого и ради чего воюете вы?!…

Такая буржуазная автономия, где место Николая займет Заки-хан, нам, башкирской бедноте, не нужна…

Мы не должны проливать кровь, прельстившись на подобную башкирскую автономию и следуя за тептярем Заки…

Долой диктатуру Валидова!

— Ш. А. Худайбердин «К башкирской бедноте» // «Кызыл яу», 19 февраля 1919 г. Перевод

Ш. Худайбердин участвует в освобождении в 1919 году г. Уфы. Становится членом Уфимского губернского временного революционного комитета. Затем назначается заведующим отделом ревкома по мусульманским делам, утверждается председателем мусульманской секции коммунистов при Уфимском губкоме РКП(б).

В качестве политработника 5-ой армии, которая преследовала Колчака на Восток, покидает Уфу с боями доходит до г. Петропавловска. В должности командира дивизии в конце 1919 года возвращается в Башкирию, переходит на государственную и партийную работу. Он возглавляет Бурзян-Тангаурский кантисполком и кантком РКП(б). В 1920 году избирается делегатом X съезда РКП(б) и кандидатом в члены Президиума Башобкома РКП(б), членом БашЦИКа. Участвовал в подавлении контрреволюционного кронштадтского мятежа. Был ранен. Лежал в госпитале. В 1921—1924 годах работает председателем Башкирского ЦИК, политическим (первым) секретарем Башобкома РКП(б), заместителем наркома земледелия, до конца жизни руководил народным комиссариатом внутренних дел.

Ш. Худайбердин активно участвует в политической жизни Башкирии. Он — делегат многих солдатских, батрацких, крестьянских съездов, государственных комиссий. Возглавляет Комиссию по реализации башкирского языка:

Сейчас научная организация, занимающаяся этими вопросами (неизвестно, изучила ли она дело с точки зрения истории), рекомендует тесно связанный с её собственной практикой говор горных башкир, живущих по соседству с киргизами , старается реализовать его.

… И я решил сказать несколько слов о недостатках, которые, на мой взгляд, имеет «истинный» башкирский язык упомянутой научной организации.

… Возьмем для примера слово «башкортлар». Горные башкиры произносят «башкорттар», точно так же, как «аттар», «парыктар», «быйырзар». А юрматынские и кипчакские башкиры говорят: «башкортлар», «атлар», «быйырлар», «барыклар». Известно, что употребление аффикса «тар» вместо «лар», аффикса «ты» вместо «лы» характерно для киргизов и казахов.

Вместе с тем возможно, что аффикс «лар» заимствован от татар. Я оставляю это на рассмотрение изучающих историю и, основываясь лишь на удобстве применения в сегодняшней практике говора того или иного рода, считаю, что вместо «тар» должно употребляться «лар». Ибо эта форма принята как в литературе, так и в речи всего башкирского народа, за исключением горных башкир…

… сейчас, при реализации языка, мы должны взять за основу ту речь, которая ближе всего к жизни. А близок к жизни, по-моему, язык, на котором говорят кипчакские, юрматынские, яланские, усерганские, сакмарские, пермские башкиры. Этот язык и надо реализовать. В этом случае и товарищам татарам, с которыми мы очень тесно связаны, будет намного удобней, и осуществится желание нашего народа быстрее сделать государственным родной язык.

— Ш. А. Худайбердин, «Как писать» // «Башкортостан», 1924, 8 февраля, перевод

Член редколлегии газеты «Башкортостан», был делегатом X и XI съезда РКП(б). Вместе с другими делегатами X съезда РКП(б) участвовал в подавлении Кронштадтского мятежа, где получил тяжёлое ранение.

В ноябре 1924 года Ш. Худайбердин выехал на совещание в Москву, где резко обострились последствия ранения. Его положили в клинику Московского университета, где он и скончался 21 декабря 1924 года.

Похоронен в Уфе в парке им. В. И. Ленина.

Владелец страницы: нет
Поделиться