Шлепянов Илья Юльевич
Шлепянов Илья Юльевич
09.11.1900 — 21.12.1951

Шлепянов Илья Юльевич — Биография

Илья Юльевич Шлепя́нов (1900 — 1951) — советский театральный режиссёр и художник. Заслуженный артист РСФСР (1933). Лауреат двух Сталинских премий (1946, 1951).

И. Ю. Шлепянов родился 27 октября (9 ноября) 1900 года в Чернигове (ныне Украина). В 1904 году семья Шлепяновых переехала в Киев. В 1919 году Илья окончип 1-е коммерческое училище и одновременно живописную школу художника А. С. Монко. Тогда же начал заниматься у петроградских педагогов, учеников В. Э. Мейерхольда в 1914—1917 годах А. М. и А. В. Смирновых, открывших в Киеве театральную студию. Продолжал занятия и поступив добровольцем в Красную Армию, во время службы в Политуправлении 12-й армии в Киеве. В 1922 году стал учеником Вс. Мейерхольда в Государственных высших режиссёрских мастерских (ГВЫРМ), которые окончил в 1925 году. Ещё во время учёбы оформил в Театре имени Вс. Э. Мейерхольда три спектакля — «Д. E.» М. Подгаецкого (1924), «Учитель Бубус» А. М. Файко и «Мандат» Н. Р. Эрдмана (1925), под руководством Мейерхольда разработал для них новаторские приёмы сценического оформления: подвижные щиты, трансформирующие сцену, вращающиеся концентрические круги-кольца и другие. Поскольку в театре Мейерхольда спектакли мог ставить только сам художественный руководитель, Шлепянов вместе с несколькими молодыми актёрами (М. И. Жаровым, В. Ф. Фёдоровым и другими) в 1926 году покинул учителя, недолгое время был главным художником Бакинского рабочего театра, затем Реалистического театра в Москве, а с 1928 года — главным художником и режиссёром московского Театра Революции. Здесь Илья Шлепянов работал до 1937 года, оформил, в частности, получившие известность спектакли по пьесам Н. Погодина «Поэма о топоре» (1931), «Мой друг» (1932) и «После бала» (1934). Осуществил вместе с А. Д. Поповым знаменитую постановку «Ромео и Джульетты» (1935) с М. Бабановой, М. Астанговым, О. Пыжовой. Отдавал предпочтение конструктивно-архитектурному принципу оформления, используя фотомонтаж и отказываясь от плоскостных живописных декораций. Поставил ряд пьес современных советских драматургов, в том числе «Улицу радости» Н. Зархи и «На Западе бой» Вс. Вишневского.

Со второй половины 1930-х годов Илья Шлепянов занимался преимущественно режиссурой. В 1938—1939 годах работал в Ленинградском Малом театре оперы и балета, где поставил, в частности, оперу Д. Кабалевского «Кола Брюньон». В 1939—1940 — художественный руководитель Большого театра оперы и балета БССР (Минск). В 1940—1942 в Москве руководил Театром имени Ленсовета, в 1942—1944 — Театром Сатиры.

С 1944 по 1951 был главным режиссёром ЛАТОБ имени С. М. Кирова. Поставил «Орлеанскую деву» П. Чайковского (Сталинская премия 1-й степени, 1946) и «Семью Тараса» Д. Кабалевского (Сталинская премия 2-й степени, 1951). В этот же период поставил в Большом драматическом театре «Много шума из ничего» У. Шекспира и «Бесприданницу» А. Островского.

Владелец страницы: нет
Поделиться