Зальцман Павел Яковлевич — Биография

Павел Яковлевич Зальцман (2 января 1912, Кишинёв Бессарабской губернии Российской империи — 20 декабря 1985, Алма-Ата, Казахская ССР) — советский художник, график, писатель. Представитель аналитического искусства, ученик П. Н. Филонова, иногда именуемый «последним филоновцем». Заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1962).

Павел Зальцман родился в Кишинёве, младшим (третьим) ребёнком в семье кадрового офицера царской армии, к 1917 году — полковника 59-го Люблинского пехотного полка Якова Яковлевича Зальцмана (немецкого происхождения, 1868—1941) и Марии Николаевны Зальцман (урождённой Марии Самуиловны Орнштейн, еврейского происхождения, 1873—1941). Вскоре семья перебралась в Одессу, а с 1917 года — скиталась по южной Украине, дольше всего задержавшись в Рыбнице и Одессе; и наконец, в конце августа 1925 года прибыла в Ленинград.

Ленинградский период

После окончания последних трёх классов ленинградской 1-й советской средней школы работал иллюстратором в ленинградских журналах «Резец», «Перелом», «Стройка», «Юный пролетарий» (1927—1932). С 1928 года — стажёр, затем помощник художника на киностудии «Белгоскино».

В 1929 году познакомился с П. Н. Филоновым, стал его последователем и членом группы «Мастеров аналитического искусства» (МАИ — школы Филонова), одновременно стал членом ЛОССХа (Ленинградское отделение Союза художников СССР, 1932), однако после войны членство не возобновил.

В 1930-е годы Зальцман вместе с другими учениками Филонова участвовал в подготовке иллюстраций к традиционному финскому эпосу «Калевала» (1932), проявил особенную склонность к портретистике.

С 1931 года работал на Ленфильме под руководством А. А. Арапова, был художником—постановщиком на съёмках кинофильмов братьев Васильевых («Личное дело», 1932), Николая Береснёва («Анненковщина», 1933), Ильи Трауберга («Частный случай», 1934), Адольфа Минкина («Лунный камень», 1935), Эдуарда Иогансона («На отдыхе», 1936), Рафаила и Юрия Музыкантов («За советскую родину», 1937) и Александра Иванова («На границе», 1938), Олега Сергеева (Отец и сын", 1941). В 1932—1939 годах участвовал в киноэкспедициях на Урал, Памир, в Карелию, Забайкалье, Среднюю Азию.

В 1935 году женился на бывшей однокласснице Розе Зальмановне Магид. Родители погибли от голода в блокадном Ленинграде в 1941 году. В 1941—1942 годах работал проектировщиком маскировочных работ на обороне Ленинграда, 27 июля 1942 года был эвакуирован из города с «Ленфильмом» и 20 августа прибыл в Алма-Ату.

Алматинский период

В Казахстане Павел Зальцман был распределён на работу в ЦОКС (Центральную объединённую киностудию страны), располагавшуюся там в годы войны.

После окончания Великой Отечественной войны остался в Алма-Ате художником-постановщиком киностудии Казахфильм, с перерывом на время кампании по борьбе с космополитизмом (в 1955—1985 годах — главный художник киностудии). Был художником-постановщиком на картинах Шакена Айманова «Белая роза» (1943), «Дочь степей» (1954), «Поэма о любви» (1954) и «Перекрёсток» (1963), Ефима Арона «Золотой рог» (1948) и «Ботагоз» (1958), Павла Боголюбова «Девушка-джигит» (1955) и других. С 1948 года преподавал историю искусства в художественном училище, Архитектурной академии, педагогическом институте, на филологическом факультете Казахского университета и на сценарных курсах при киностудии «Казахфильм» в Алма-Ате. С 1957 года член Союза кинематографистов, с 1967 года — Союза художников Казахской ССР.

Послевоенное творчество Зальцмана связано прежде всего с двумя основными темами: серией графических реминисценций о еврейских местечках левобережья Днестра и портретистикой на основе современных ему казахских мотивов.

Владелец страницы: нет