Дурылин Сергей Николаевич
Дурылин Сергей Николаевич
26.09.1886 — 14.12.1954

Дурылин Сергей Николаевич — Биография

Сергей Николаевич Дурылин (14 сентября 1886, Москва — 14 декабря 1954, Болшево) — русский педагог, богослов, литературовед и поэт (псевдонимы: Сергей Северный, Р. Артем, Библиофил, М. Васильев, С. Д., И. Комиссаров, Н. Кутанов, В. Никитин, Д. Николаев, С. Николаев, Д. Николаев-Дурылин, Н. Сергеев, М. Раевский, С. Раевский, Сергей Раевский).

Учился в IV Московской мужской гимназии, ушел из VI класса гимназии (декабрь 1903 года), поводом для ухода из гимназии послужило несогласие с господствующей системой образования. В 1903 г. — познакомился с Н. Н. Гусевым, секретарем толстовского издательства «Посредник». С 1904 года — сотрудник этого издательства, автор журналов «Свободное воспитание» (1907—1913) (с 1907 года — секретарь редакции); «Маяк» (1909—1913), «Весы» (1909), «Русская мысль», «Известия археологического общества изучения русского Севера» (1913), «Известия общества изучения Олонецкой губернии» (1913); альманаха «Труды и дни» (1913); газет «Новая Земля» (1910, 1912), «Русские Ведомости» (1910—1913) и ряда других печатных изданий.

Занимается частной педагогической деятельностью, среди его учеников Игорь Ильинский, Борис Пастернак. В позднейшей автобиографии Пастернак пишет о С. Н. Дурылине: «Это он переманил меня из музыки в литературу…».

С 1906 по 1917 год совершил ряд поездок по русскому Северу — Олонецкая губерния, Архангельск, Соловецкий монастырь, Кандалакша, Лапландия, Кемь, берега Норвегии, Пудож, Петрозаводск, старообрядческим местам Заволжья (1913—1915) и Калужской губернии (г. Боровск, 1915). Причина этих путешествий была не только археолого-этнографической. Поездки Дурылина вполне вписываются в общую традицию интеллигентских «духовных путешествий» и интереса к расколу. В период с 1910 по 1914 год — является студентом (слушателем) Московского Археологического института, тема выпускной работы — иконография св. Софии.

В 1911—1913 годах регулярно посещал ритмический кружок Андрея Белого при издательстве «Мусагет».

Осенью 1912 года стал секретарем Московского религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева (МРФО), остался им вплоть до его закрытия. Последнее заседание общества состоялось 3 июня 1918 года. Статьи и исследования этого периода представляют собой опубликованные тексты докладов в МРФО: «Судьба Лермонтова» (1914); «Академический Лермонтов и лермонтовская поэтика» (1916); «Россия и Лермонтов. К изучению религиозных истоков русской поэзии» (1916) № 2-3; О религиозном творчестве Н. С. Лескова (1916, опубликованная часть доклада 1913 года на заседании МРФО).

В 1913 году в издательстве символистов — «Мусагет» была опубликована его книга «Рихард Вагнер и Россия. О Вагнере и будущих путях искусства», в которой впервые использовал образ «незримого града Китежа» как подлинного основания русской духовной культуры. В этом же, 1913 году, в книгоиздательстве «Путь» выходит ещё одна книга на китежскую тему — «Церковь Невидимого Града. Сказание о граде-Китеже».

С 1915 года Сергей Дурылин — личный знакомый и корреспондент (в 1918—1919 гг.) оптинского старца Анатолия (Потапова).

Был рукоположен в целибатные священники в марте 1920 года и служил в Церкви Николая Чудотворца в Клённиках, под руководством о. Алексея Мечёва (Св. праведного Алексея Московского).

В 1921 году перешел настоятелем в Боголюбскую часовню (ныне разрушена) у Варварских ворот Китайгородской стены.

20 июня 1922 года последовал арест о. Сергия Дурылина с последующей высылкой в Челябинск, где до 1924 года он заведовал археологическим отделом Челябинского музея. Существует версия о сложении Сергием Дурылиным священнического сана. Хотя ее документального подтверждения в архивах Московской Патриархии не обнаружено, со вступлением в брак он как целибатный священник в любом случае терял право совершать богослужения.

Летом 1916 года в «Богословском вестнике» о. Павла Флоренского была опубликована работа Дурылина «Начальник тишины», в которой впервые звучит тема Оптиной пустыни как реального воплощении «Града Незримого».

В брошюре Дурылина — «Репин и Гаршин» (М., 1926) и др. — изучение биографии, литературной жизни. В статье «Академический Лермонтов и лермонтовская поэтика» («Труды и дни», VIII, 1916) дано исследование стиха Лермонтова с точки зрения теории Андрея Белого. Более ранние работы Дурылина: «Вагнер и Россия» (М., 1913), «Судьба Лермонтова» («Русская мысль», 1914, X) и др. написаны в духе идеалистической философии символизма. Большой интерес представляет работа Дурылина «Из семейной хроники Гоголя» , содержащая эпистолярный материал, ярко характеризующий поместное хозяйство 30-х гг. (см. рецензию В. Переверзева в «Печати и революции», 1929, кн. IV).

С 1924 года — возвращение в Москву, работа внештатным сотрудником ГАХНа по «социологическому отделению» и домашним учителем в Москве и Мураново, в 1927 году — ссылка в Томск, в 1930 — переезд в Киржач, затем, в 1933 — возвращение в Москву и новый арест. Был освобожден стараниями жены Ирины Комиссаровой, гражданский брак зарегистрирован в 1933 г. в Киржаче.

С 1936 по 1954 год живёт в Болшеве (ныне район города Королёв), становится известен как искусствовед и литературовед (с 1938 года — сотрудник ИМЛИ, с 1944 — доктор филологических наук, с 1945 — профессор, зав. кафедрой Истории русского театра ГИТИСа), автор многочисленных работ по истории литературы и театра (наиболее известные: «„Герой нашего времени“ М. Ю. Лермонтова» (1940); «Нестеров-портретист» (1948), «А. Н. Островский. Очерк жизни и творчества» (1949), «М. Н. Ермолова (1893—1928). Очерк жизни и творчества». Однако сфера его подлинных интересов не ограничивалась официально признанным. Именно в Болшеве Дурылин продолжал и систематизировал свои исследования о Н. С. Лескове, К. Н. Леонтьеве, В. В. Розанове, ранних славянофилах; богословские труды, прозаические сочинения, стихи разных лет.

С 1924 году в челябинской ссылке, Дурылин начинает вести записи «В своем углу», последняя, тетрадь «Углов» была завершена в 1939 году, в Болшеве, однако работа над корпусом текста в 1500 страниц продолжалась вплоть до 1941 года. С этим циклом логически и хронологически связан другой — «В родном углу», над которым Дурылин работал вплоть до самой смерти.

В 1943 году получает степень доктора филологических наук. С 1945 года становится профессором ГИТИС.

За исследования в области русской классической драматургии, сценической истории пьес, изучение проблем актёрского творчеств награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Архив С. Н. Дурылина находится в РГАЛИ фонд номер 2980.

Владелец страницы: нет
Поделиться