Крепс Михаил Борисович
Крепс Михаил Борисович

Крепс Михаил Борисович — Биография

Михаи́л Бори́сович Крепс (24 июля 1940, Ленинград — 8 декабря 1994, Бостон) — русский поэт, литературовед, палиндромист.

Отец — инженер, мать — врач. Окончил филологический факультет Ленинградского университета (1967), кандидат филологических наук, специалист по английской литературе. В 1967—1973 преподавал английскую литературу в ЛГПИ, одновременно учился в аспирантуре. В 1974 г. эмигрировал в США. В 1974—1977 преподавал русский язык и литературу в Монтеррее. В 1977—1981 учился в аспирантуре Калифорнийского университета в Беркли на отделении славистики.

Защитил диссертацию «Сатира и юмор Зощенко» (1981) в Беркли, был профессором русского языка и литературы в Бостоне. Опубликовал монографии «О поэзии Иосифа Бродского» (1984), «Булгаков и Пастернак как романисты» (1984), «Техника комического у Зощенко» (1986).

Стихи начал публиковать в 1976 г. Наряду с традиционной, хотя и отличающейся легкостью слога и ритма, лирикой Крепс с самого начала обращался к эффектным и парадоксальным образам, мотивированным зачастую звуковыми соответствиями:

Над Невою Овен дан. Небо манит глаз оглядкой — Чёрной в крапинку подкладкой, Как раскрытый чемодан. Месяц вышел на майдан…

Особый интерес Крепса вызывали палиндромы — как цельные палиндромические тексты, так и, что встречается реже, инкрустация палиндромных строк в ткань лирического стихотворения на правах ключевого, акцентированного стиха (ср. первую строку в приведенной цитате).

Твор­чество Крепса далеко от направлений, представи­тели которых непосредственно реагируют на социальные события современности, он не использует в своих произведениях ни русской истории, ни эмигрантской ностальгии, не хочет стано­виться и наставником в морали. Знаниям жизни, которые он черпает из пережитого, увиденного или прочитанного, называя «бу­кетом расхожих истин», Крепс придаёт в своих стихах новую форму. Его позиция зачастую выражена иронически, его формулировки часто вызывающи по отношению к современной культуре и цивилизации. В отдельных стихотворе­ниях он охотно варьирует основную мысль, при­меняя при этом повторы, синтаксические па­раллелизмы, рифмы и контрастные пары. Часть стихов Крепса написана в классической манере (хотя и со многими новыми вариаци­ями) с ритмом и рифмой, а часть — верлиб­ром, вероятно, под влиянием современной польской лирики, которой Крепс занимался в Беркли.

— Вольфганг Казак

Владелец страницы: нет
Поделиться