Баррес Морис

Баррес Морис — Биография

Морис Баррес (1862—1923) — французский писатель.

Морис Баррес дебютировал в литературе в начале 1880-х гг. с проповедью «культа личности» и славословием «свободного человека». В этом духе написана трилогия, носящая общее заглавие «Le Culte de moi» (1888—1891, 3 т.) и состоящая из трех романов: «Sous l’oeil des barbares», «L’Homme libre», «Le jardin de Berenice». «Свободным человеком» Баррес называет того, кто отбросил все порабощающее: инстинкты, привычки, связь с прошлым, с семьей, с родиной. Тех, кто признает что-либо помимо собственного «я», он считает «варварами», чужими его душе. Нужно стать одиноким, чтобы жить в правде. Преодоление варварства должно совершаться не только относительно других людей, но и в самом себе. Только очистившись от всего инстинктивного и рабского, человек может дойти до высочайшего пафоса — до признания себя не чем-то обособленным, а «моментом бессмертного целого».

В таком же духе прославления индивидуальной свободы и возмущения против всех ограничивающих личность законов и принципов, написан роман «L’Ennemi des Lois» (1892). В дальнейших своих произведениях («Du Sang, de la voluptéet de la mort», 1894, и др.) Баррес воспевал утонченные эмоции. В период буланжизма Баррес внезапно увлекся политикой и был избран в парламент, как буланжистский кандидат в 1889 г. В парламенте карьера его была неудачна и окончилась в 1893 г.; сам он объяснял её своим дилетантизмом, стремлением испытывать самые разнообразные ощущения. К тому же периоду относится политическая комедия Барреса «Journée parlementaire» (День в парламенте, 1894, рус. пер. «Изнанка», 1895), возбудившая скандал своими обличениями.

От дилетантства в политике Баррес перешел к проповеди национальной энергии и сделался одним из столпов национализма. Забыв свое прежнее антисоциальное учение, Баррес взывал к упавшей духом молодежи, чтобы воскресить в ней национальную энергию. Прежний декадент подчинил индивидуализм национальному принципу. В декабре 1898 принял участие в основании французской «Лиги патриотов». В этом новом духе им написано три романа — «romans de l'énergie sociale» (роман национальной энергии). Первый из них, «Беспочвенные» («Les Déracinés»), характерен уже самым своим заглавием, дающим формулу целого поколения. В этом романе Баррес объясняет общественные невзгоды Франции крайней централизацией в управлении страной.

Второй роман, «Призыв к оружию» («L’appel au Soldat», 1897), рассказывает историю буланжизма: бывший его приверженец определяет его как «сентиментальный фазис национализма». История буланжизма рассказана очень объективно и с холодной иронией. Третья часть трилогии: «Их лица» («Leurs figures», 1902) описывает Панамский скандал. Роман этот имеет мало связи с идейным замыслом трилогии, и обнаруживает только диалектический талант автора. Всего интереснее документальная сторона романа: Баррес проявляет себя талантливым, хорошо осведомленным публицистом. Идейная и художественная сторона романа неудовлетворительна.

Роман «Вдохновенный холм» («La Colline inspirée», 1913) проникнут апологией католицизма.

Владелец страницы: нет
Поделиться