Мамардашвили Мераб Константинович
Мамардашвили Мераб Константинович
15.09.1930 — 25.11.1990

Мамардашвили Мераб Константинович — Биография

Мераб Константи́нович Мамардашви́ли (15 сентября 1930, Гори, Грузинская ССР, СССР — 25 ноября 1990, Москва) — советскийфилософ, доктор философских наук (1970), профессор (1972).

Мераб Константинович родился в Грузии, в городе Гори в семье военнослужащего.

Детство до начала Великой Отечественной войны провёл в украинском городе Виннице, где проходил военную службу его отец.

После начала войны семья была эвакуирована в Тбилиси. Мераб учился в 14-й тбилисской средней школе и окончил её с золотой медалью.

Поступил на философский факультет Московского государственного университета, который окончил в 1954 году.

В то время, несмотря на послевоенные трудности и сложную политико-идеологическую обстановку, в МГУ начинается подъём философского образования, который был связан с именами профессоров дореволюционной школы, таких как В. Ф. Асмус, А. Ф. Лосев, А. С. Ахманов, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, М. Л. Дынник, П. С. Попов, О. В. Трахтенберг.

В начале 1950-х годов в Москве проходит ряд острых дискуссий по актуальным вопросам философии, во многом вызванных смертью И. В. Сталина. В этом «питательном бульоне» на философском факультете МГУ появляется ряд неформальных групп, сыгравших важную роль в развитии философской мысли в СССР, т. н. «группы гносеологов» (Э. В. Ильенков, В. И. Коровиков и др.) и Московского логического (позднее методологического) кружка (А. А. Зиновьев, Б. А. Грушин, М. К. Мамардашвили, Г. П. Щедровицкий и др.). М. Мамардашвили был одним из основателей Московского логического кружка.

После окончания аспирантуры (1957) Мамардашвили работает в редакции журнала «Вопросы философии», где публикуется его первая статья «Процессы анализа и синтеза».

В 1961 году его направляют в Прагу на работу в журнал «Проблемы мира и социализма» (1961—1966); об этом периоде своей жизни он рассказывает в одном из своих многочисленных интервью времён перестройки). Отказ в продлении командировки в Париж, отзывается в Москву и на многие годы становится невыездным.

Работает в научно-исследовательских институтах Москвы, читает лекции на психологическом факультете МГУ, в Институте кинематографии, на Высших курсах сценаристов и режиссёров, в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР, в других городах — в Риге, Вильнюсе, Ростове-на-Дону по приглашению или рекомендации своих друзей. Фактически все эти лекции, или беседы, как он называл их, представляющие собой по большей части его магнитофонные записи, составляют основу его творческого наследия.

В 1970 году в Тбилиси Мамардашвили защищает докторскую диссертацию, через два года ему присваивают звание профессора. В эти же годы по приглашению главного редактора журнала «Вопросы философии» И.Т. Фролова он занимает должность его заместителя (1968—1974).

В 1980 он переехал в Грузию, где работал в Институте философии и читал лекции, в том числе о Прусте и феноменологии, в Университете Тбилиси.

Никаких должностей и почётных званий в советской Грузии он не получил. Он числился научным сотрудником в Институте общей и педагогической психологии, читал лекции и спецкурсы, в том числе по чьей-то личной инициативе, — в университете, в Союзе аспирантов Грузии, в Театральном институте. Друзья, встречи, беседы — всё это, как правило, в узком, почти домашнем кругу. Хотя был он тогда уже философом с мировым именем.

Философствование М. К. Мамардашвили принято называть «сократическим», имея в виду не только его диалогичность, но и то, что он не оставил после себя письменного наследия. В то же время он читал много лекций (в том числе о Р. Декарте, И. Канте, М. Прусте, сознании и др.) в различных университетах Советского Союза (Москва, Ростов-на-Дону, Тбилиси, Рига, Вильнюс) и за рубежом (Франция, Германия, США). При жизни его работы почти не публиковались «по идеологическим соображениям», во многом в этой связи он писал сравнительно мало.

Его «живую» философию понять непросто. Сегодня она во многом предстаёт в посмертной «расшифровке» его идей, которые представлены в аудиозаписях лекций, в интервью для журналов и телевидения, в докладах на различных конференциях и круглых столах.

В 2001 году Мамардашвили поставили памятник в Тбилиси. Официально портрет-памятник великому сыну Грузии был заказан Правительством Грузии. Фактически это дар Грузии в память о друге от скульптора Эрнста Неизвестного. Открытие памятника вызвало идеологически мотивированные уличные столкновения.

В 2010 году при въезде в Гори была установлена стела с скульптурным портретом М. К. Мамардашвили.

Детство и юность

1930, 15 сентября — в Грузии в городе Гори, родился Мераб Константинович Мамардашвили.

1934 — семья Мамардашвили переезжает в Россию: отца Мераба, Константина Николаевича, направляют на учёбу в Ленинградскую военно-политическую академию.

1938 — окончание К. Н. Мамардашвили Академии. Переезд семьи Мамардашвили в Киев, а затем в Винницу. В Виннице Мераб идёт в первый класс.

1941 — начало Великой Отечественной войны. К. Н. Мамардашвили уходит на фронт. Мераб с матерью, Ксенией Платоновной Гарсеванишвили, возвращается в Грузию, в Тбилиси. Учёба в 14-й средней школе города Тбилиси.

1949 — окончание школы с золотой медалью. Поступление на философский факультет Московского университета. Начало дружбы с Эрнстом Неизвестным, впоследствии знаменитым скульптором.

1949—1954 — учёба в МГУ. На 4-м курсе проваливает экзамен по политической экономии социализма. В газете «Московский Университет» от 6 января 1953 г. напечатано: «Отличник Мамардашвили не смог правильно разобраться в вопросе о двойственной природе крестьянского хозяйства». Уже во время учёбы в университете его интересует человеческое сознание; природа мышления — сквозная тема его философии.

1953, сентябрь — защита Э. В. Ильенковым диссертации.

1954, май — дискуссия по «Гносеологическим тезисам» Ильенкова и Коровикова. Окончательное формирование кружка «диалектических станковистов» (А. А. Зиновьев, Б. А. Грушин, Г. П. Щедровицкий, М. К. Мамардашвили).

Защита дипломной работы «Проблема исторического и логического в „Капитале“ Маркса».

1954—1957 — учёба в аспирантуре МГУ, в эти же годы М. К. Мамардашвили участвует в работе логико-методологического семинара под руководством А. А. Зиновьева.

1955, апрель — проверка преподавания общественных наук и идейно-воспитательной работы на философском факультете МГУ Отделом науки и культуры ЦК КПСС. Разгром «гносеологов».

Академический период творчества

1957—1961 — редактор-консультант в журнале «Вопросы философии».

1958 — выход первой статьи «Процессы анализа и синтеза»

1959 — рождение дочери Елены Мамардашвили.

1961—1966 — заведующий отделом критики и библиографии в журнале «Проблемы мира и социализма» (Прага). Служебные командировки в Италию, ФРГ, ГДР, на Кипр; после возвращения в Москву становится «невыездным».

Чтение романа М. Пруста «В поисках утраченного времени», сыгравшего значительную роль в его дальнейшем творчестве.

1961 — защита кандидатской диссертации «К критике гегелевского учения о формах познания» (Москва); вступление в члены КПСС.

1966—1969 — заведующий отделом Института международного рабочего движения АН СССР

1968 — выход первой монографии «Формы и содержание мышления (К критике гегелевского учения о формах познания)»

1968—1974 —

  • Заместитель главного редактора журнала «Вопросы философии» И. Т. Фролова.
  • Чтение курсов лекций:
    • «Проблемы анализа сознания» (Психологический факультет МГУ)

Начало дружбы с Юрием Петровичем Сенокосовым и Александром Моисеевичем Пятигорским.

1970 — защита докторской диссертации «Формы и содержание мышления» (Тбилиси). Смерть отца от инфаркта.

1971 — «Три беседы по метатеории сознания: Краткое введение в учение виджнянавады]» (в соавторстве с Пятигорским), опубликованные в университете Тарту.

1972 — получение звания профессора.

1973—1974 — работа с Пятигорским над «Символом и сознанием». В 1974 году Пятигорский эмигрировал в Лондон. Книга опубликована в Иерусалиме в 1982 году.

1973, август — выступление «Наука и ценности — бесконечное и конечное» на «Круглом столе» по теме «Наука, этика, гуманизм».

1974—1980 -

  • Старший научный сотрудник в Институте истории естествознания и техники АН СССР.
  • Чтение курсов лекций:
    • «Проблемы анализа сознания» (Институт общей и педагогической психологии АПН СССР)
    • «Введение в философию» (1978 −1980)(ВГИК)
    • «Современная европейская философия: XX век» (1978 −1980) (ВГИК)
    • «Лекции по античной философии» (недоступная ссылка с 21-05-2013 (311 дней)) (1979—1980) (ВГИК)
    • «Философия искусства» (Высшие режиссерские курсы:)
    • «Аналитика познавательных форм и онтология сознания» (1979—1980) (Рига, Ростов-на-Дону, Вильнюс)

1976 — выступление «Обязательность формы» на «Круглом столе», организованном журналом «Вопросы философии» по теме «Взаимодействие науки и искусства в условиях НТР».

1977 — создание рукописи «Набросок естественно-исторической гносеологии», впоследствии названной «Стрела познания».

1980 — переезд в Тбилиси по приглашению директора Института философии АН Грузии академика Нико Чавчавадзе, работа в институте в должности главного научного сотрудника (до 1990 года).

Поздний период творчества

1981—1982 —

  • Чтение курсов лекций:
    • по философии Декарта («Картезианские размышления»), изданные в 1993 году.
    • по философии Канта («Кантианские вариации»), изданные в 1997 году.

(Москва, Институт общей и педагогической психологии АПН СССР; лекции для аспирантов ИОПП и ВНИИ).

  • Первый курс лекций о Прусте (Тбилисский государственный университет).
  • Участие в семинарах и школах Межведомственного совета по проблеме «Сознание», созданного Госкомитетом по науке и технике СССР и Советом Министров СССР.

1983 — доклад на Второй Всесоюзной школе по проблемам сознания («Классический и неклассический идеал рациональности»), 1984 —

  • Курс лекций «Опыт физической метафизики» (Вильнюс)
  • Выход в Тбилиси книги «Классический и неклассический идеал рациональности».
  • Второй курс лекций о Прусте (Тбилисский государственный университет) По данным лекциям вышла книга «Психологическая топология пути: М.Пруст „В поисках утраченного времени“»

1984 — доклад на Третьей Всесоюзной школе по проблеме сознания («Сознание и цивилизация») (Батуми) 1984, февраль — выступление «Литературная критика, как акт чтения» на Круглом столе по теме: «Литература и литературно-художественная критика в контексте философии и обществоведения», организованном журналом «Вопросы философии». 1986-87 — курс лекций по эстетике мышления (Тбилисский государственный университет)(изданы в книгах «Беседы о мышлении» (1991), «Эстетика мышления» (2000)). 1986-04-01 Доклад в Институте философии (Москва) «Органы онтологии» 1987 — первый после 20-летнего перерыва выезд за рубеж, в Италию. Доклад на Четвёртой Всесоюзной школе по проблеме сознания. 1987, декабрь — доклад в Институте философии АН CCCP «Проблема сознания и философское призвание» 1987—1990 — активное участие в политической жизни Грузии. Выступления против национализма и экстремизма Звиада Гамсахурдия. 1988 —

  • участие в конференции «Человек Европы» в Париже,
  • участие в Дортмундской конференции в США.

1988, ноябрь — интервью журналу «Юность»: «Философия — это сознание вслух», «Кафедра» 1988, декабрь — выступление «Феноменология — сопутствующий момент всякой философии» на Круглом столе по теме: «Феноменология и её роль в современной философии». 1989, апрель — перенёс инфаркт. 1989, июль — интервью журналу «Вопросы философии» «Сознание — это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть» в записи В.В. Майкова. 1989, ноябрь — чтение лекций в Париже. 1990 —

  • участие в Кавказско-Среднеазиатской конференции в Лондоне.
  • лекционное турне по США.

1990, весна — интервью «Одиночество — моя профессия…» в записи Улдиса Тиронса (Рига) 1990, 25 ноября М.К. Мамардашвили скоропостижно умер в терминале аэропорта Внуково в Москве, не успев вылететь в Тбилиси, где он стал бы наиболее значимым противником Гамсахурдии на президентских выборах. Похоронен в Тбилиси, рядом с могилой отца. 2001, 26 мая — в День независимости Грузии, в Тбилиси на проспекте Шота Руставели установлен памятник М. К. Мамардашвили работы Эрнста Неизвестного.

Владелец страницы: нет
Поделиться