Чемодуров Леонид Александрович
Чемодуров Леонид Александрович
14.07.1929 — 08.06.2011

Чемодуров Леонид Александрович — Биография

Живут среди нас люди
Простые, о них много не говорят, они не жаждут ухватить от жизни все лучшее, они не имеют высоких наград и званий и все же они – необыкновенные. А необыкновенность эта заключается в том, что необыкновенны их мысли и устремления; что, не взирая на внешние условия, их высокие устремления неуклонно превращаются в дела, имя которым – творчество. Один из таких людей знаком мне всю мою жизнь, в течение которой я наблюдаю, как растет, развивается и постоянно видоизменяется творчество этого человека, потому что этот человек – мой отец, Леонид Александрович Чемодуров. С ранних лет я помню мамины слова: «Папа на этюдах!» Это значит, что вечером папы долго не будет, и когда я лягу спать, он придет, принося с собой свежий вечерний воздух, запах клевера и реки, а еще незабываемый прекраснейший запах – запах краски! Папа почему-то не считает себя большим мастером, всегда сомневается в себе, но со стороны я вижу, он – настоящий художник, настоящий творец, потому что беззаветно отдан своему призванию, своему любимому делу, в которое вкладывает огонь души. Даже тогда, когда это не приносит лавров, наград, денег, или простого человеческого понимания и уважения. А начиналось все с простеньких рисунков на обрезках бумаги еще до войны. Отца, тогда худенького лопоухого мальчишку, никто не учил рисовать, но никто и не мешал. Так постепенно, копируя картинки из журналов, а иногда и пытаясь рисовать с натуры, маленький Леня развивался, как художник-самоучка. Думал ли он тогда стать профессионалом? Вряд ли. Выходец из простой рабочей семьи (отец – водопроводчик, мать – ткачиха), он мог стать лишь продолжателем рабочей династии. Так оно и начинало складываться. Во время войны мать Любовь Васильевна увезла сына в г.Балашов к родным. Там он, имея за плечами пять классов школы, начал учиться в училище на столяра и подрабатывать в колхозе пастухом волов. Голодное трудное время. Казалось бы, можно забыть о своем художестве, главное – выжить. И после войны Леонид пытался продолжить обучение профессии токаря, чтобы иметь свой кусок хлеба. Так и не окончив семилетки, он поступил в ремесленное училище. Учился с охотой, попутно оформляя стенды, рисуя стенгазеты к знаменательным датам. Но вот однажды в училище пришла педагог из художественного образовательного учреждения. Увидела искусство Лени, изумилась: «Кто это у вас так хорошо рисует?» И увела его туда, где предстояло ему учиться на художника. Но не тут-то было, сказалось отсутствие семилетнего образования. Училище пришлось покинуть. Только засветилась несбыточная надежда, как опять жизнь вернула мечтателя на обычные рельсы. Может, это была проверка на прочность его любви к искусству? Как бы то ни было, надо было продолжать образование в вечерней школе. Трудно было снова садиться за парту. Но на то и молодость, что все ей по плечу, когда есть цель. И стал Леонид учиться, но не забыл своего призвания – устроился художником-оформителем. Работал в автоколонне, на фабриках родного города и, конечно, в клубе им.1Мая. С этим клубом связана вся его молодость. Когда папа начинает рассказывать о ней, я живо представляю: вот он за работой, рисует афишу к новому кинофильму, а вот готовит огромный транспарант к празднику, вот он играет в оркестре на баритоне... От своего отца Александра Борисовича, игравшего в том же оркестре, папа унаследовал музыкальный слух и способности к игре на духовом инструменте. Это было поистине прекрасное время. Не было телевизоров, компьютеров, магнитофонов, но было в людях умение радоваться жизни и любовь ко всему, что помогает этой радости состояться. Собирались отдохнуть – попеть, потанцевать, и не нужно было при этом опьянять себя. Почему? Наверно потому, что жизнь сама по себе – уже хорошее вино, если её действительно любишь. Тогда она будоражит кровь и заставляет чаще биться сердце. Ведь все искусственно созданные ценности только убивают радость – просто жить. Окончив десятилетку, отец поступил в ремесленное художественное училище им.Калинина. И вот, наконец, он – художник, овладевший разными художественными направлениями: резьба по кости, рисунок, лепка, живопись. Потом были мытарства с работой. Но вот началась стабильная трудовая деятельность на заводе, когда к отцу пришло уважение как к художнику-дизайнеру, и даже была получена новая квартира. Вспоминаю эти годы с особым теплом. Тогда же у папы впервые появилась своя мастерская на работе – огромная комната, начиненная обилием бумаги, картона, красок и других художественных принадлежностей. А еще были рыбки в аквариуме. На заводе папа проработал десять лет. Потом была работа во многих местах, это и фабрики, и клуб, и городская детская библиотека. И до сих пор отец работает в детской библиотеке. Потому что иначе не может. Всю жизнь меня окружают папины работы. Конечно, в первую очередь картины – дома на стенах. Когда я была в детском саду, он делал росписи на стенах; рисовал для моей школы плакаты; его транспаранты каждый праздник украшали площадь; в клубе он в 70-х годах провел гигантскую работу, полностью отреставрировав зрительный зал. Там же, в клубе, он долгое время вел кружок рисования и кукольного театра. А сейчас проводит «мастер-классы» по школам города. И еще я помню, как папа всю жизнь, разъезжая по московским музеям, собирал сведения о нашем земляке – писателе И.Ф.Горбунове. Мало кто тогда в городе знал это имя, а папа уже раздобыл старинные книжечки с его рассказами и читал их нам с мамой вечерами. Тогда и зародилась у него мысль написать книгу об этом необыкновенном человеке, обладавшем ярким чувством юмора и даром писателя. Сейчас книга уже почти написана. В ней сохранена атмосфера того неторопливого времени, в котором жил И.Ф.Горбунов, времени трудного с цивилизованной точки зрения, но более богатого и счастливого духовно. Отец, сам, обладая большим духовным богатством, тяготеет ко всему, что является его источником. Это мир искусства во всех его проявлениях: театр, выставки живописи, классическая музыка, путешествия по городам России – вот атмосфера, в которой продолжает и по сей день жить Л.А.Чемодуров. Что же это за человек – художник, с музыкальным и писательским даром, всю свою жизнь отдающий свои таланты родному городу? Просто обыкновенный гражданин? Наверно каждый сможет сам ответить на этот вопрос. К этому можно добавить, что всю свою жизнь папа так и не имеет собственной мастерской. Его картины – любимые детища – вынуждены ютиться в пыли на полках в крохотной квартире, где он живет с семьей, ни на что не жалуясь. Ни разу я не слышала от папы слов раздражения или недовольства, в связи с этим. Отец никогда никого ни о чем не просит, потому что он – истинный интеллигент. И я думаю, это уже большое богатство и большое счастье. Счастье – иметь любимое дело. Счастье – отдавать его людям. Спасибо тебе, папа, за то, что ты такой.
О.Л.Чемодурова. 14.07.2010г.
 

Слово о художнике (памяти отца)

Что такое талант? Это особое чувствование, врожденное понимание чего-либо, будь то музыка, живопись или что-то другое. По сути своей, это любовь, которой человек наделен с рождения, и которая притягивает, как магнит, к какому-либо занятию. Без любви невозможно творить. Но, чтобы добиться результатов творчества, необходим труд. Именно талант, помноженный на трудолюбие, рождает мастерство. И, конечно же, настоящий творец, не может замкнуться в четырех стенах, он дарит свое мастерство людям. Леонид Александрович Чемодуров владел мастерством, потому что постоянно трудился, приумножая свой талант, данный от природы. И его любовь к жизни, к природе, мы легко чувствуем в его работах. Художник, в отличие от простого человека, умеет не только видеть, но и замечать, акцентировать свое внимание на красоте, на всех ее нюансах. И чем утонченнее восприятие художника, тем живописнее отображена красота. И эту красоту, пропущенную через свое сердце, нес нам Леонид Александрович, уча любить жизнь. Не имея классического высшего художественного образования, он всю жизнь образовывал сам себя, учился. Справедливо его можно назвать Самоучкой с большой буквы. Постоянное знакомство с работами великих мастеров и современных живописцев на выставках, изучение творческого пути художников, углубленное погружение в освоение техники, приемов изобразительного искусства – все это составляло процесс самообразования Леонида Александровича. Страницы почти каждой книги об искусстве в его домашней библиотеке были помечены карандашом. Художник всегда был во власти внутренней духовной работы, при этом он успевал работать на поприще художника-оформителя и принимать участие во многих мероприятиях города. Он жил, таким образом, как бы в двух мирах: внешнем и внутреннем. И этот внутренний мир был для него главным. Творчество было самой большой его любовью и звало его всегда вперед. Он все время искал новые образы, новые способы отображения действительности. Иногда этот процесс был мучительным, он охватывал целые периоды жизни. Но когда находилось то, что искал, радовался, весь наполнялся энергией, бодростью и счастьем. И тогда каждый день его можно было видеть с мольбертом или этюдником в разных уголках нашей окраины. И часто уже дома художник дорабатывал начатое, превращал эскизы в картины. Последняя картина, которую он написал, но не вполне закончил – «Весна». На ней изображено яркое, пронзительно-голубое небо без единого облачка, оголенная, выступившая из-под снега, отдохнувшая земля и редкие березки – излюбленный мотив художника. Уже, будучи больным, Леонид Александрович продолжал творческую работу, читал, выписывал, делал зарисовки, иллюстрации к рассказам Горбунова и эскизы будущей картины… Леонид Александрович очень любил природу, свой край. Был предан до бесконечности своему родному городу, мечтал видеть его прекрасно-благоустроенным, чистым. Сколько проектов по благоустройству создал он, сколько задумок еще осталось! Его проекты редко принимались. Но, по воле судьбы, спустя годы его идеи, незримым образом, прорастали и воплощались другими людьми. Несчетное количество картин, рисунков, эскизов посвящено Ивантеевке, где художник жил с самого рождения. А появился на свет он в маленьком доме, где до войны помещался роддом, недалеко от плотины, почти на берегу реки Учи. Может оттого у Леонида Александровича была такая трепетная любовь к этой реке… По-настоящему талантливые люди всегда талантливы во многом. Так у Леонида Александровича был еще дар – писательский. Обладая художественной наблюдательностью, он замечал в природе много интересного, что достойно рассказа. Так появлялись его небольшие очерки о природе. Некоторые вошли в сборник произведений ивантеевских писателей. Много лет своей жизни художник отдал собиранию сведений о нашем земляке – Иване Федоровиче Горбунове, творчество которого было так ему близко. Еще в 70-80-х годах Леонид Александрович посещал театральный музей им.Бахрушина в Москве, прорабатывая дневники, записи с упоминанием о земляке, искал старинные издания рассказов Горбунова. За долгие годы накопился большой архив, и как результат – написана книга о юных годах Ивана Федоровича. В настоящее время книга существует в электронном виде, дополнена иллюстрациями и готовится к печати. В ней ярко и убедительно представлен образ молодого Ивана Горбунова, показан его внутренний мир. Леонид Александрович посещал занятия литературного клуба «Ключ», и хотя сам не писал стихов, но очень любил их читать. Особенно нравились ему стихи, в которых, помимо воспевания красоты природы, присутствовала мудрость. Изречения мудрецов разных эпох всегда волновали его душу. Уже в преклонном возрасте ему очень понравилось библейское изречение: «Следите за своими мыслями, они становятся вашими словами. Следите за своими словами, они переходят в привычки. Следите за своими привычками, они формируют ваш характер. Следите за своим характером, ибо он определяет вашу судьбу.» А судьба у Леонида Александровича сложилась трудная, но счастливая. О нем можно много рассказывать, как об интересной одаренной многими талантами натуре: о его чутком восприятии к музыке – он имел абсолютный музыкальный слух, играл в оркестре, всю жизнь любил классическую музыку, часто бывал в консерватории; о его тяге к театру – он был театралом, сам вел кружок кукольного театра, а, когда представлялся случай, рисовал портреты артистов… Прошел почти год с тех пор, как Леонид Александрович оставил земной мир. Чувства и мысли человека невидимы, но они живут и управляют плотью, значит, они выше земного существования и не подлежат разрушению, они продолжают жить и творить в надземном мире. .

Жил на свете художник

Жил на свете художник, Он природу любил,

Карандаш и бумагу С собою носил.

На скамью ли присядет, На бревно ли в лесу,

Вмиг уже на бумаге Видим мы красоту:

Красоту дивных елей И широких полей,

А бывало – и дальних Берегов и морей,

Древних храмов величье, Старины благодать,

Всей отчизны обличье, Всю российскую стать;

Незнакомых прохожих Ускользающий взгляд,

И артистов известных Яркий звездный парад,

Общежитских девчонок, Миловидных, черты,

И вихрастых мальчонок - Рыбачков у реки,

И в доспехах тяжелых Видных «стражников» ряд,

И стригущий газоны Молодежный отряд.

Отражая природу, Города и людей, Отдавал жизни годы

Он отчизне своей. Жил на свете художник

И, любя, рисовал. Жил – как нужно и должно

И душою пылал!

Ольга Чемодурова

Владелец страницы: Чемодурова Ольга
Поделиться