Быструшкин Бронислав Дмитриевич
Быструшкин Бронислав Дмитриевич

Быструшкин Бронислав Дмитриевич — Биография

Бронисла́в Дми́триевич Быструшкин (31 августа 1926 года, Ленинград — 19 ноября 1977 года, Ленинград) — советский художник-скульптор по фарфору, член Лениградской организации Союза художников РСФСР (ЛОСХ) .

Бронислав Дмитриевич Быструшкин родился в Ленинграде. Учился в школе с 1934 по 1941 гг. С самого раннего детства начал проявлять способности к рисованию. В 1933 году, в 6 лет, поступает в Ленинградский дом художественного воспитания детей (ЛДХВД), в класс под руководством Константина Александровича Кордобовского. В 1937 году поступил в изостудию Дворца пионеров, в класс К. А. Кордобовского и С. Д. Левина. Выдающийся педагог, художник-график, искусствовед и коллекционер Константин Александрович Кордобовский стал не только его первым учителем рисования, он стал его наставником и другом на долгие годы. Война на время прервала учёбу. Почти всю блокаду прожил в Ленинграде. В декабре 1942 г., 15-летним подростком, он был эвакуирован из блокадного Ленинграда по ледовой Дороге жизни. Во время переправы через Ладожское озеро был ранен в ногу. Страдал от последствий ранения всю жизнь. В эвакуации, в Омске, прожил 2 года в приёмной семье. В 1944 году переехал в Барнаул учиться в сельскохозяйственном техникуме. В 1945 г. получил вызов матери, оставшейся в Ленинграде и вернулся в Ленинград и поступил на работу в художественную лабораторию учеником-живописцем при фарфоровом заводе имени М. В. Ломоносова. В 1946 году ушёл с завода им. М. В. Ломоносова учиться в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной на факультет архитектурно-художественной керамики, окончил учёбу в 1954 г. и получил специальность художника декоративно-прикладного искусства.

Дипломная работа — парадный столовый сервиз (около 25 предметов) и скульптурная композиция на тему былины «Садко» (4 предмета — Садко, Любава, Морская царевна, Морской царь).

В 1954 году после окончания ЛВХПУ им. В. И. Мухиной поступил на работу в Художественную лабораторию ленинградского Фарфорового завода им. М. В. Ломоносова (ЛФЗ).

Первая работа Б. Д. Быструшкина на ЛФЗ— Графин для вина «Виноград в корзинке» (1954 г.), выпускается заводом непрерывно до настоящего времени.

Для творчества периода 50-х годов характерны выразительность, живость, стремление к предельной конкретизации сюжетов. Наиболее распространенными сюжетами были жанровые сценки, анималистические скульптуры, персонажи народных сказок и басен. Примерами тонкого понимания пластики фарфора, конструктивных и технологических особенностей материала стали такие работы как: Скульптурная композиция на тему былины «Садко» (дипломная работа 1954 г.), Скульптура «Людмила, отвергающая дары Черномора» (1956 г.), Скульптура «Шамаханская царевна» (1958 г.), Скульптура «Голуби» (1958 г.), Скульптура «Ласточки» (1959 г.). Знаковой считается работа «Встреча Индиры Ганди и пионерами» (1957 г.). Эту скульптуру относят к так называемой «фестивальной серии».

Хрущёвская «оттепель» конца 50-х начала 60-х годов повлияла на все жанры искусства. «Красота в простом!» стало лозунгом. Новые тенденции отчётливо проявились в знаменитой выставке «Искусство в быт», прошедшей в Манеже, в Москве в 1961 году. На этой выставке художнику Б. Д. Быструшкину был присвоен Диплом II степени за чайный сервиз «Луковка».

В поисках новизны форм, художник остаётся верен своей любимой теме — народные мотивы, сказки и былины. В работах сочетаются романтизм темы и требования «сурового стиля», функциональность и современность облика: Сервиз чайно-кофейный «Псковитянка» (1965 г.), Бутылка для вина «Девица с вёдрами» (1966 г.) (в массовом производстве по сегодняшний день), Ликёрные бутылки «Руслан и Людмила» (1966 г.), Сервиз «Терем-терем-городок» (1967 г.), Сервиз чайный «Праздник русской зимы» (1967 г.) — (Музей истории Санкт-Петербурга), Чайный сервиз «Славянский» (1968 г.), Сервиз кофейный «Русский» (1969 г.), Подарочный комплект «Василиса Прекрасная» и «Иван-Царевич» (1970 г.), Сервиз «Самоварчик» (1973 г.).

Ещё одним любимым материалом художника всю жизнь был фаянс. В декоративной керамике Б. Д. Быструшкина проявился не только творческий профессионализм художника-прикладника, но и мастерское владение технологией этого непростого материала. В его произведениях сочетаются лаконизм, геометричность форм и многообразие живописных композиций, сохраняющих неповторимый след руки художника. Работы отличает богатство и жизнеутверждающая яркость красок. Созданные уникальные предметы из фаянса становятся не просто предметами быта, а дают человеку живую, одухотворённую вещь, внося в стандартную обстановку неповторимую ноту.

В последнем периоде творчества, во второй половине 70-х годов, ярко соединились индивидуальный авторский стиль, талант скульптора и мастерство керамиста, которое художник накопил за годы работы. Это огромная серия сувенирных изделий, темой для которых стал его родной город Ленинград. Это сувенирные кубки к Олимпиаде-80, сувенирные штофы, вазы и плакетки о Москве. И, конечно, его последняя (не оконченная) работа — Салют победам Российским. Классическое сочетание белого и голубого фарфора придаёт графичность тонко исполненным барельефам. А самим произведениям — парадность и лёкость.

Работы Бронислава Дмитриевича Быструшкина находятся в фондах Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Государственного музея истории Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург), Елагиноостровского дворца-музея (Санкт-Петербург), в частных собраниях.

Владелец страницы: нет
Поделиться