Балушкова Наталия Юрьевна — Биография
Наталия Юрьевна Балушкова (09.03.1949, Москва – 19.03.2009, Москва) - российская театральная актриса и педагог. Окончила факультет актерского искусства Ярославского театрального училища имени Ф.Г.Волкова (1975) и театроведческий факультет ГИТИСа.
На большую сцену Наталию Балушкову вывел театральный режиссер Григорий Кантор, который известен не только своими масштабными музыкально-драматическими постановками, но и умением открывать новые актерские имена. В середине 70-х годов она исполняла главные женские роли во многих его спектаклях, где помимо драматических артистов участвовали оперные певцы и звучал живой симфонический оркестр.
Среди лучших работ того периода - героическая Гретхен в трагедии “Эгмонт” Иоганна Вольфганга Гете, неискушенная в любви и слепо попадающая в “любовную ловушку” Донна Анна из “Маленьких трагедий” А.C.Пушкина, капризная аристократка Саския и жертвенная, но неспособная идти против Бога Хендрике в стихотворной драме Дмитрия Кедрина «Рембрандт».
Особое место в этом ряду занимает поэма “Дом у дороги”Александра Твардовского. В трагическом музыкально-пластическом действе с участием хора (под управлением Владимира Минина) актриса создала проникновенный обобщенный образ русской женщины, ожидавшей с фронта мужа. С музыкально-драматическим коллективом под руководством Григория Кантора она много и успешно гастролировала по стране.
В 1978 году Наталия Балушкова получила приглашение от Юрия Петровича Любимова войти в труппу руководимого им Московского театра драмы и комедии на Таганке. Здесь она играла в восьми спектаклях основного репертуара. Из наиболее ярких работ на этой сцене - в поэтическом представлении «Послушайте!», где она отчаянно звала беречь поэтов, читая знаменитое стихотворение Андрея Вознесенского “Политехнический…”; в «Доме на Набережной» по повести Юрия Трифонова, где сумела всего несколькими штрихами выразительно обозначить одну из миллионов трагических женских судеб сталинского времени; образ женщины из народа в постановке пушкинского “Бориса Годунова”.
Наталия Балушкова была бессменной и единственной исполнительницей этой небольшой, но пронзительно звучавшей в ее прочтении роли в “звездном спектакле” Любимова со дня его премьеры 18 мая 1988 года; играла ее во всех зарубежных гастрольных представлениях «Бориса» и вплоть до раздела Театра на Таганке в 1992 году.
На таганской сцене несколько раз выступала в роли Сони Мармеладовой в «Преступлении и наказании» по роману Ф.М. Достоевского; в актерском репертуаре была также роль Ольги из “Трех сестер” А.П. Чехова.
С 1992 года после раздела коллектива несколько лет входила в состав труппы “Содружество актеров Таганки”. Последние годы жизни работала как режиссер-педагог на студийных площадках, преподавала актерское мастерство, занималась поисками новых возможностей освоения актерской профессии.
Источник: статья Елены Степановой “В плену магического круга”, газета для театра «Докторъ Чеховъ», Москва, 2000, №5-6. (См. cтр. “Стена памяти”.)
Похоронена вместе с родителями Валентиной Михайловной и Юрием Федоровичем Балушковыми в Москве на Кузьминском кладбище.