Феофанов Алексей Григорьевич
Феофанов Алексей Григорьевич

Феофанов Алексей Григорьевич — Биография

Алексе́й Григо́рьевич Феофа́нов (6 февраля 1933, Пермь — 13 декабря 2008, Санкт-Петербург) — российский актёр. Заслуженный артист РСФСР (1990).

Родился в Перми в семье студентов-врачей русской Анны Алексеевны Феофановой и немца Григория Ивановича Вальтера, заканчивавших в то время обучение в только что организованном Пермском медицинском институте. В марте 1933 года мать с новорожденным возвращается на родину, в Уфу, где семья Феофановых жила с конца ХIХ века, переехав (согласно метрическим свидетельствам) из села Александровское Симбирской губернии Сызранского уезда Новоспасской волости. В этом же году гражданский брак родителей распался, они расстались. Детство и юность провел в Уфе. В это же время началось серьёзное увлечение фотографией (в архиве артиста хранятся альбомы с фотографиями старой Уфы) и театром.

В 1950 году приехал в Ленинград и с первого раза поступил в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского на курс Евгении Константиновны Лепковской, позже основными педагогами этого курса стали артист театра В. Э. Мейерхольда Иван Яковлевич Савельев и режиссер Леонид Федорович Маркарьев. На вступительных экзаменах юношу заметил знаменитый в начале ХХ столетия артист Петербургского Малого театра (им.А. С. Суворина, Бывшего театра Литературно-Артистического общества), исполнитель собственных рассказов (впоследствии профессор, проректор Ленинградского театрального института) Владимир Владимирович Сладкопевцев . Слушателями и поклонниками таланта Сладкопевцева, как рассказчика (отличительной чертой которого была элегантная простота и тонкое чувство юмора) были К. С. Станиславский , М. Г. Савина, К. А. Варламов, а среди учеников Михаил Чехов, Василий Топорков. Тогда Сладкопевцев публично отметил, что исполнительская манера абитуриента очень напомнила ему его собственную и для последнего вступительного тура дал юноше свой собственный рассказ «Шурочка». Именно встреча со Сладкопевцевым, с первых дней учебы заметившего особенности артистического дарования Феофанова, позже укрепит молодого артиста в выборе творческого пути. Именно Алексею Феофанову В. В. Сладкопевцев доверит хранение и исполнение своих неопубликованных рассказов, каждый из которых, восходя к традициям А.Аверченко и Теффи, являлся образцом сценической миниатюры и существовал до последнего дня лишь в сценической интерпретации А. Г. Феофанова.

В 1955 г. по 1959 г. А. Г. Феофанов становится ведущим артистом Русского Республиканского Драматического театра Чувашской АССР в Чебоксарах. Исполнил более 20 драматических и острохарактерных ролей, среди которых: Олег («В поисках радости» В.Розова), Шут («Иван Грозный» А. К. Толстого), Женька Ксидиас («Интервенция» Л.Славина), Сенечка Перчаткин («Чужой ребенок» В.Шкваркина), Федор («Барабанщица» А.Салынского).

Первые роли раскрыли драматический дар Феофанова: его страстный сценический темперамент, умение гротескно заострить сценический образ, его вдумчивую тягу к психологической детали. Но эти годы работы на сцене резко обрисовали и репертуарный голод, отсутствие питательной среды настоящего драматического репертуара. Это и позволит артисту в одном из интервью заметить: «Играл много. Что — не помню!», Несмотря на то, что в репертуар театра включается «Гамлет», и актер назначается на роль принца Датского, в 1959 году, помня совет В. В. Сладкопевцева, 26-летний артист возвращается в Ленинград.

В 1959 году артист работает на Ленинградском телевидении, в том числе в качестве ведущего передач в прямом эфире. С 1960 года — артист ВГКО (позже «Ленконцерта», затем «Петербург-концерта»). Официальное место службы («Петербург-концерт», филармонический отдел) стало скорее местом формальной прописки. С тех пор артист всегда будет обособлен, как остров в океане, беспартиен, чужд какой-либо советской пропаганде и самостоятелен в выборе репертуара, всегда отказываясь от «патриотически-социалистических» произведений, навязанных идеологами от культуры. Единственный раз, когда требование включить в репертуар «что-нибудь про Ленина» невозможно будет избежать, но и здесь Феофанов останется верным себе, выбрав для исполнения рассказ пера К. Г. Паустовского «Старик в потертой шинели». Единственный раз, когда артист под нажимом руководителей филармонического отдела будет вынужден отказаться от выбранного им материала будет в случае с романом Анатолия Рыбакова «Тяжелый песок». Работу над только что опубликованным «Тяжелым песком» Феофанову тогда «не рекомендуют».

С 1960 года Феофанов шаг за шагом занят строительством своего театра — театра Прозы, расширив представления о доступных образных границах литературного моноспектакля и возможностях артиста-рассказчика. Он намеренно откажется от яркости визуального ряда, изгоняя с подмостков какие-либо внешние приспособления, достигнув вершин актерского воздействия на зрителя в эмоциональной и действенной энергии и энергетике слова. За 50 лет служения сцене творчество артиста сформировало целое направление в искусстве Театра одного актера, созданного до него такими мастерами, как В. Н. Яхонтов и А. Я. Закушняк.

Владелец страницы: нет