Сирота Роза Абрамовна
Сирота Роза Абрамовна
30.09.1924 — 01.11.1995

Сирота Роза Абрамовна — Биография

Ро́за Абра́мовна Сиро́та (30 сентября 1924, Ленинград — 1 ноября 1995, Санкт-Петербург) — советский театральный режиссёр и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1986).

Роза Сирота родилась в Ленинграде, в 1952 году окончила Ленинградский театральный ин-т им. А. Н. Островского, класс Е. Г. Гаккеля, В. Я. Венгерова и В. С. Андрушкевича, и с того же года по распределению работала в качестве режиссёра в Кизеловском театре Молотовской области (ныне — Пермского края), где, по некоторым данным, за два с половиной года работы поставила 20 спектаклей. Среди них были «Сердце не камень» А. Н. Островского, «Старик» и «Чудаки» А. М. Горького, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова.

В Большом драматическом

В 1955 году Роза Сирота вернулась в родной Ленинград и стала режиссёром Большого драматического театра, в то время переживавшего тяжёлый кризис и потерявшего зрителей. Но всё изменилось с приходом в БДТ в феврале 1956 года Георгия Товстоногова; Сирота была «правой рукой» главного режиссёра в работе над многими знаменитыми спектаклями БДТ, такими как «Эзоп», «Идиот», «Синьор Марио пишет комедию» А. Николаи, «Пять вечеров» и «Моя старшая сестра» А. Володина, позже «Мещане». «Не будем забывать, — писал Владимир Рецептер, — что в начале 60-х (да и десять, и двадцать лет потом) режиссёр-женщина с отчеством „Абрамовна“ не могла рассчитывать ни на какую перспективу. Выбор был невелик: бороться без всякой надежды на успех за честолюбивую мечту стать постановщиком или… спрятаться за широкую спину Товстоногова и пойти в вечные помощники. Сирота выбрала второе. Не из смирения и уж никак не из трусости. Она обрела смысл и силу в почти исчезнувшей к тому времени особой профессии режиссёра-педагога».

Оставаясь режиссёром «при постановщике» Товстоногове, она оказывала значительное влияние на художественный результат. Говоря о постановках современных пьес, прежде всего А. Володина, критик отмечал у Сироты «абсолютный слух на нарождающиеся, непривычные и первоначально не столь уж отчетливо выраженные новые ритмы», слух на «специфические особенности очередной драматургической „новой волны“».

Как немногие режиссёры, Роза Сирота умела работать с актёрами, в частности, ей, не в последнюю очередь, театр был обязан рождением такого актёрского шедевра, как князь Мышкин Иннокентия Смоктуновского. Артисты БДТ нередко обращались к ней за помощью и в процессе работы над киноролями: так, Иннокентий Смоктуновский репетировал с ней Гамлета, а Кирилл Лавров — Ивана Карамазова.

Георгий Товстоногов высоко ценил Сироту как помощника, однако недостаток самостоятельной работы побудил её в 1962 году покинуть театр и перенести свою деятельность на Ленинградское телевидение, где, в частности, был поставлен спектакль «Зима тревоги нашей» по Дж. Стейнбеку со Смоктуновским в главной роли.

В 1966 году Сирота вернулась в Большой драматический, где работала до 1972 года; поставила один из самых популярных спектаклей БДТ того времени — «Цена» по пьесе Артура Миллера.

В 70-х годах Сирота ставила также литературные программы в Ленконцерте для Марины Раковой — «Визит старой дамы» Ф. Дюрренматта и «Мастер и Маргарита» по роману М. А. Булгакова (1979)

Во МХАТе

Покинув во второй раз и теперь уже окончательно БДТ, Роза Сирота несколько лет работала в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола; в 1979 году была приглашена во МХАТ — по инициативе Иннокентия Смоктуновского, который намеревался поставить «Царя Фёдора Иоанновича» А. К. Толстого и, будучи неопытным режиссёром, нуждался в её помощи. Совместная постановка не состоялась: не без участия Сироты, упрекнувшей своего старого друга в неподобающем обращении с актёрами, художественный совет театра прекратил работу над спекталем, но она осталась во МХАТе, участвовала в качестве режиссёра в нескольких постановках Олега Ефремова (и даже выходила на сцену в роли концертмейстера Доры в спектакле «Московский хор»), самостоятельно поставила ряд спектаклей. Последней работой Сироты стал спектакль «Семь жизней Немировича-Данченко».

В этот период Сирота создала на студии «Мелодия» литературные композиции «Супруги Каренины», по роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина» (1983), с участием Людмилы Чурсиной и Изиля Заблудовского, и «Монарх. Пётр и Алексей» (1988) — драматические сцены по материалам «Истории Петра» А. С. Пушкина в исполнении Владимира Рецептера

Роза Сирота известна также как театральный педагог: в 1964—1965 и 1976—1979 годах преподавала в ЛГИТМиК на кафедре режиссуры, в 1985—1986 годах — в ГИТИСе, а в 1987—1991 годах вместе с О. Ефремовым вела режиссёрский курс в Школе-студии МХАТ.

Владелец страницы: нет
Поделиться