Нобрега Мануэл да
Нобрега Мануэл да
18.10.1517 — 18.10.1570

Нобрега Мануэл да — Биография

Мануэл да Нобрега (порт. Manuel da Nóbrega, по старому правописанию — Manoel da Nóbrega; 18 октября 1517, Санфинш-ду-Дору, Португалия — 18 октября 1570, Рио-де-Жанейро, Бразилия) — португальский священник-иезуит, миссионер, глава первой иезуитской миссии в Америке, первый провинциал Общества Иисуса в колониальной Бразилии. Наряду с Жозе ди Аншиетой оказывал большое влияние в ранний период истории Бразилии и участвовал в основании ряда городов (Салвадор, Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро) а также многих иезуитских коллегий и семинарий.

Его письма являются ценными историческими документами, повествующими о начале колониального этапа истории Бразилии и деятельности в ней иезуитов в XVI веке.

Ранние годы (1517—1549)

Родился 18 октября 1517 года в Санфинш-ду-Дору (португальская провинция Траз-уж-Монтиш) в знатной семье; его отцом был высший судейский чиновник (дезембаргадор) Балтазар да Нобрега, дядей – верховный канцлер (шанселер-мор) королевства.

На протяжении четырёх лет Мануэл да Нобрега изучал гуманитарные науки в Саламанкском университете, затем перевёлся в Коимбрский университет, где получил степень бакалавра канонического права и философии в 1541 году. Степень бакалавра принял из рук доктора Мартина де Аспилькуэты (en:Martín de Azpilcueta) — своего преподавателя на 5-м году обучения и дяди отца Жуана ди Ашпилкуэты Наварру, будущего священника-иезуита, соратника Нобреги в деле обращения в христианство бразильских индейцев. Впоследствии учитель следующим образом охарактеризует своего бывшего студента: «Учёнейший отец Мануэл да Нобрега, коему не столь давно мы вручили университетские степени, известный своей учёностью, добродетелью и происхождением».

Поощряемый учителем, Нобрега стал соискателем на должность преподавателя университета, сдал письменный экзамен, однако во время чтения собственной работы в аудитории у него обнаружилось заикание. Дефект речи не позволил ему занять место преподавателя; позже он снова попытался пройти конкурс, однако по той же причине ему вторично не удалось получить кафедру.

В 1544 году, в возрасте 27 лет, он вступил в новициат Общества Иисуса и после рукоположения занимался проповеднической деятельностью в Португалии (в областях Минью и Бейра) и Испании (Галисия).

Годы в Бразилии (1549—1570)

Миссионерская деятельность

После того как король Португалии Дон Жуан III обратился к Обществу Иисуса с предложением начать миссионерскую деятельность на территории Бразилии, Нобрега в 1549 году отправился в путь вместе с военно-морским флотом первого генерал-губернатора Бразилии Томе ди Созы (другом и советником которого он стал впоследствии). Деятельность ордена иезуитов в колонии подразумевала обращение в христианство индейских аборигенов, основание церквей и семинарий, обучение колонистов, которые на начальном этапе состояли, в основном, из ссыльных – преступников, а также лиц, отправленных в ссылку по политическим и религиозным причинам.

Нобрега прибыл в капитанию Баия 29 марта 1549 года в сопровождении пяти товарищей по ордену (отцы Леонарду Нуниш, Жуан ди Ашпилкуэта Наварру, Антониу Пириш и братья Висенти Родригиш и Диогу Жакоми). После того, как генерал-губернатор провозгласил основание столицы колонии — города Сан-Салвадор да Баия ди Тодуз-уш-Сантуш (порт. «Святой Спаситель Залива Всех Святых»), – была отслужена первая месса. Вернувшись после неё к товарищам, Нобрега произнёс следующие слова: «Сия земля есть наше дело».

Нобрега и его люди занялись катехизацией и крещением аборигенов. Однако, несмотря на все усилия по претворению в жизнь целей миссии, иезуиты столкнулись с множеством трудностей, с португальской стороны вызванных жестоким обращением колонистов с индейцами и их попытками утвердить систему колониального рабства. Последовавшие вскоре отчаянные попытки главы иезуитской миссии защитить индейцев привели к серьёзным столкновениям с жителями и властями новой колонии, включая первого генерал-губернатора, а также его преемника – Дуарти да Кошту. Однако влияние Нобреги было столь велико, что в 1558 году ему удалось убедить третьего генерал-губернатора Мена ди Са издать «законы о защите индейцев», препятствующие их порабощению.

Чтобы приобрести авторитет в своём противостоянии с колонистами, Нобрега обратился к королю с просьбой учредить в Бразилии епархию, что было осуществлено 25 февраля 1551 года. Первый епископ Бразилии Дон Перу Фернандиш Сардинья занял свой пост 22 июня 1552 года. К тому времени Нобрега уже основал иезуитскую коллегию города Баия. Затем он был назначен первым провинциалом Общества Иисуса в Новом Свете и занимал этот пост до 1559 года. Епископ, однако, погиб от рук индейцев-каннибалов после настигшего его кораблекрушения, что заставило Нобрегу в значительной степени пересмотреть свои прежние взгляды на индейцев.

Не меньше трудностей в деле распространения в Бразилии христианства возникало и со стороны коренных жителей — главным препятствием здесь являлся глубоко укоренённый среди местных племён обычай каннибализма. Задача его искоренения стала одним из приоритетов иезуитской миссии. На этой почве произошло одно из первых столкновений с язычниками: когда Нобрега и его люди попытались остановить приготовления к каннибальскому пиршеству, индейцы поднялись против христиан. Вмешательство сил генерал-губернатора спасло миссионеров от бунта аборигенов.

Чувствуя трудности, встававшие на пути обращения в христианство взрослых индейцев, Нобрега пришел к мнению, что усилия ордена должны быть направлены на обучение детей, которые были более восприимчивы; так иезуиты начали создавать начальные школы с обучением португальскому и латинскому языкам, основам грамотности и католической веры. Как обнаружили иезуиты, действенным способом привлечь внимание учеников было пение. Нобрега первым ввел обучение музыке в систему образования в Бразилии. Чтобы помочь делу евангелизации индейских детей, он решил привезти в Бразилию семь подростков-сирот из Португалии, для того, чтобы они в совершенстве изучили язык тупи, и, став двуязычными, действовали бы как переводчики. Впоследствии эти дети часто совершали пешие путешествия вместе с иезуитами в отдаленные места и пользовались защитой и расположением индейцев. Некоторые из них затем вступили в орден.

Занимаясь строительством часовен и школ, миссионеры подчеркивали большое число обращённых аборигенов. Согласно одному из отчётов Нобреги, пятьсот язычников были крещены в течение первых пяти месяцев после прибытия иезуитов, и еще многие являлись катехуменами.

Проблемы, существовавшие в португальской колонии в Бразилии, как и в испанской части Америки, выражались в том, что рабовладение и сожительство с индианками были общим явлением среди поселенцев. Нобрега был обеспокоен тем, что португальцы не подавали хорошего примера. Будучи бессилен остановить распространение рабства, он избрал вместо этого тактику физического разделения индейцев и португальцев, чтобы ограничить контакт первых с колониальной средой, поражённой пороками и злоупотреблениями. При этом глава иезуитской миссии всё же был вдохновлен тем обстоятельством, что, несмотря на дурное обращение со стороны европейцев, христианство приняло большое число индейцев.

Предпочитая действовать самостоятельно и зачастую не рассчитывая на реальную помощь метрополии, Нобрега также поставил своей задачей уменьшение зависимости иезуитов от поддержки со стороны португальской короны.

Совершая постоянные поездки вдоль всего побережья — от Сан-Висенти до Пернамбуку — Нобрега также поощрял экспансию португальцев во внутренние районы страны, лежащие по другую сторону Серры-ду-Мар. В 1552 году он в очередной раз сопровождает Томе ди Созу в капитанию Сан-Висенти (территория современного штата Сан-Паулу). Там к нему присоединилась другая группа иезуитов, которые прибыли вместе с Жозе ди Аншиетой — в то время ещё молодым новицием, приехавшим в Бразилию вместе с третьим генерал-губернатором Меном ди Са. Нобрега определил задачей новой миссии основание поселения (т.н. «алдейяменту» — aldeiamento) на горном плато Пиратининга для облегчения деятельности по катехизации и обучению индейцев. 25 января 1554 года Нобрега и Аншиета отслужили первую мессу в новой скромной иезуитской коллегии Сан-Паулу-душ-Кампуш-ди-Пиратининга, основанной в день обращения Святого Павла. Маленькое поселение, образовавшееся вокруг этой иезуитской школы, впоследствии превратится в один из крупнейших мегаполисов Западного полушария — Сан-Паулу.

Война и экспансия

Несмотря на все миротворческие усилия Нобреги эксплуатация и массовое истребление индейского населения португальскими колонистами продолжались. Племена тамойо и тупиникин, проживавшие вдоль побережья на территории, которую сегодня занимает несколько бразильских штатов (от Эспириту-Санту до Параны), оказались более всего затронуты колонизацией. Восстав, они образовали воинственный союз племён, который стал известен как «конфедерация тамойо», и стали совершать нападения на поселения колонистов. Сан-Паулу несколько раз подвергался атакам, но португальцам удалось выстоять. Перед лицом тяжелейшего положения Нобрега попытался заключить мирный договор с конфедерацией. Подвергаясь принуждению и угрозам быть убитыми и съеденными индейцами, Нобрега и Аншиета на длительное время остались в Ипероиге (современная Убатуба, северное побережье Сан-Паулу) для переговоров с племенными вождями, пока, наконец, Нобрега не смог добиться перемирия, ставшего первым мирным договором, заключённым в Новом Свете. Знание Аншиетой языка тупи, на котором говорило большинство индейцев, оказалось чрезвычайно полезно для переговоров, так как сам Нобрега не владел этим языком.

Прибытие французских сил в залив Гуанабара (Рио-де-Жанейро) в 1555 году и основание ими колонии Антарктическая Франция снова поколебало соотношение сил, так как индейцы увидели возможность нанести поражение португальцам путём объединения с французами. Перед лицом сложившейся ситуации Нобреге оставалось лишь поддержать и благословить португальские военные экспедиции; первую предпринял генерал-губернатор Мен ди Са в 1560 году, вторую — его племянник Эштасиу ди Са в 1565 году. Французские колонисты были побеждены и изгнаны, а их индейские союзники были вынуждены подчиниться.

Отец Мануэл да Нобрега (участвовавший в войне как советник генерал-губернатора) сопровождал экспедицию Эштасиу ди Са, в ходе которой был основан город Сан-Себастьян-ду-Рио-де-Жанейро – современный Рио-де-Жанейро (1 марта 1565 года). После изгнания французских захватчиков Нобрега основал новую иезуитскую коллегию в Рио-де-Жанейро и стал её ректором. В 1570 году он был снова назначен провинциалом Общества Иисуса в Бразилии, но умер, не вступив в должность, 18 октября 1570 года, ровно в тот день, когда ему исполнилось 53 года. Семь лет спустя иезуитский провинциалат над Бразилией принял Жозе ди Аншиета – выдающийся ученик и друг Нобреги.

Владелец страницы: нет
Поделиться