Виталий (Устинов)
Виталий (Устинов)
18.03.1910 — 25.09.2006

Виталий (Устинов) — Биография

Митрополит Виталий (в миру Ростислав Петрович Устинов; 18 марта 1910, Санкт-Петербург — 25 сентября 2006, Мейгог, Канада) — 4-й Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей (1985—2001).

В 2001 году не признал избрания архиепископа Лавра и своего отправления на покой и, при участии епископа Варнавы (Прокофьева), положил начало РПЦЗ (В).

Семья

Ростислав Петрович Устинов родился в Санкт-Петербурге 18 марта 1910 года в семье морского офицера.

Отец — Пётр Константинович Устинов (26.1.1884-2.7.1958). Окончил Михайловское артиллерийское училище (1905), артиллерийские классы (1914). Мичман (1910), затем лейтенант (25.3.1912). Начал службу в Керченской крепостной артиллерии, в 1911 г. после сдачи экзаменов за курс Морского корпуса был переведен на Черноморский флот. В 1915 г. служил на линкоре Императрица Мария, с 1916 г. — старшим артиллерийским офицером на Адмирале Нахимове.

В Гражданскую войну — во ВСЮР, старший лейтенант вспомогательного крейсера «Африка» Каспийской военной флотилии. В 1920 г. через Батуми и Константинополь эмигрировал в США. Жил в Онеонте (округ Онтсего, штат Нью-Йорк), на 1925 г. — член Общества бывших русских морских офицеров в Америке. Держал абажурную фабрику в Коннектикуте, в годы Великой депрессии работал инженером в Техасе. В 1944 г. переехал в Нью-Йорк, служил морским интендантом на военной базе. Вторая жена Мария (1901 г.р.), сын Алексей (1928 г.р.).

Мать — Лидия Андреевна, урождённая Стопчанская (30.4.1890, Тифлис — 12.5.1973, Торонто), дочь жандармского генерала, служившего на Кавказе. Кроме неё в семье было ещё 7 детей. 12 сентября 1918 г. в Одессе вторично вышла замуж за ротмистра Всеволода Николаевича фон-Лангаммера (19.10.1879-1945). Похоронена в Свято-Преображенском скиту в Мансонвиле (Квебек).

Дед по материнской линии — Андрей Михайлович Стопчанский (6.1.1839-?), генерал-майор (14.4.1902). Служил в Баталпашинске, Пятигорске, Александрополе. Начальник уездной полиции в Кубинском уезде, с 18 марта 1897 г. начальник Кутаисского губернского жандармского управления.

Старшая сестра — Милица Устинова (11.4.1909-28.4.1998), родилась в Севастополе, жила во Франции вместе с мужем Львом Третьяковым (20.3.1889-?), поручиком Русской эскадры в Бизерте. 28 сентября 1939 г. вместе с мужем получила французское гражданство. Умерла в Монреале.

До пострига

В 1920 году, во время Гражданской войны в России, Ростислав Устинов с семьёй переехал в Крым и поступил в Кадетский корпус, основанный генералом Врангелем. В конце того же года корпус эвакуировали в Константинополь, впоследствии — в Югославию (при эвакуации корпус насчитывал 650 кадетов).

В 1923 году родительница Ростислава, к тому времени вторично вышедшая замуж за офицера врангелевской армии Всеволода Лангаммера (когда-то служившего вместе со Львом Третьяковым), вызвала своего сына в Константинополь, откуда с ним переехала в Париж, где поместила его во колледж имени святого Людовика, которым руководили иезуиты, в городе Ле Ман. По окончании колледжа Ростислав проживал с матерью и отчимом в Каннах. 11 октября 1933 г. получил французское гражданство.

В 1934 году был призван отбывать воинскую повинность во французской армии и был зачислен в 9-й кирасирский (конный) полк. Дослужился до чина бригадира. Но продолжить военную карьеру в качестве офицера отказался и решил принять монашеский постриг.

Церковное служение

В 1938 году поступил послушником в монастырь преподобного Иова Почаевского в Ладомировой, тогда на территория Чехословакии. В 1939 году был пострижен в рясофор с именем Виталий, а через год — в малую схиму.

В 1941 году в Братиславе монах Виталий был рукоположён архиепископом Берлинским и Германским Серафимом (Ляде) в сан иеромонаха с поручением ему, оставаясь насельником монастыря, окормлять два села у границы Чехословакии с Польшей — Крайную Порубку и Медведье (ныне район Свидник).

В 1947 году был возведён в сан архимандрита и по 1951 год был настоятелем Лондонского прихода РПЦЗ, где поочерёдно служил в одном храме с будущим митрополитом РПЦ Антонием (Блумом). Всякий раз, когда архимандрит Виталий приходил в храм, чтобы совершить богослужение после того, как было совершено богослужение общиной Московского Патриархата, храм освящался заново как после осквернения.

12 июля 1951 года в Успенском храме Лондона был хиротонисан во епископа Монтевидеоского, викария Сан-Паульской епархии. Хиротонию совершили епископ Женевский Леонтий (Бартошевич) и епископ Брюссельский и Западноевропейский Нафанаил (Львов). Отбыл в Бразилию. Там открыл типографию и устроил небольшой приют для мальчиков, которые обучались богослужебному кругу. Большое внимание уделялось миссионерской деятельности как среди русских эмигрантов, так и среди местного населения.

В 1955 году назначен епископом Эдмонтонским, викарием Канадской епархии РПЦЗ с кафедрой в Эдмонтоне (провинция Альберта) с поручением управления западноканадскими приходами. В апреле 1955 года, вместе со своей монашеской братией, отбыл к месту нового служения.

В том же году в 75 милях от города он устроил Успенский скит. В августе 1957 года был назначен правящим епископом Монреальским и Канадским; устроил монашеский скит в Мансонвилле. В Монреале приобрёл и благолепно обустроил крупный соборный храм, недалеко от которого располагается монастырское подворье и архиерейская резиденция. В подворье была устроена типография, выпускавшая богослужебную, вероучительную, церковно-историческую литературу и периодическое издание «Православное обозрение».

В 1958 году возведён в сан архиепископа с присвоением титула Монреальского и Канадского, включён в Архиерейский Синод РПЦЗ.

По инициативе Виталия в епархии неоднократно проходили всезарубежные съезды русской молодёжи.

Канадская епархия при нём была одной из самых благоустроенных в Русской Зарубежной Церкви.

В своём докладе на Архиерейском Соборе Зарубежной Церкви в 1967 году назвал экуменизм всепроникающей ересью своего времени, оказав большое влияние на общую точку зрения Русской Православной Церкви Заграницей по этому вопросу.

С 1976 года архиепископ Виталий являлся одним из заместителей первоиерарха РПЦЗ митрополита Филарета (Вознесенского).

Первоиерарх

После кончины митрополита Филарета (Вознесенского) в 1985 году, в январе 1986 года Архиепископ Виталий избран жребием на должность Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви с титулом митрополит Нью-Йоркский и Восточно-Американский. Настолован 9 (22) января 1986 года. Вместе с тем остался управляющим Канадской епархией.

Был сторонником открытия приходов РПЦЗ в России, каковое решение и было принято Архиерейским Собором 2/15 мая 1990 года.

Значительные изменения в жизни РПЦ, вызванные падением коммунистического режима в СССР, сделали возможным начало диалога между РПЦ и РПЦЗ. Со стороны самой РПЦ неоднократно звучали призывы у диалогу, однако митрополит Виталий неоднократно на протяжении 1990-х годов заявлял о своём негативном отношении к РПЦ и считал какие-либо контакты с ней невозможными.

В период первоиераршества митрополита Виталия был канонизирован ряд святых: собор преподобных Оптинских старцев и преподобный Паисий Величковский (1990), святители Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, Иннокентий Московский и Николай Японский (1994), святитель Иона Ханькоусский (1996), мученик иерей Максим Горлицкий (1998), святители Филарет Московский, Игнатий Кавказский, Феофан Затворник, блаженный Феофил Киевский (2000).

После травмы в 2000 году отошёл от дел повседневного управления.

26 октября 2000 года Архиерейский Собор РПЦЗ под председательством митрополита Виталия в своём послании приветствовал некоторые решения Архиерейского юбилейного Собора РПЦ 13-16 августа 2000 года, в том числе канонизацию новомучеников и принятие «Основ социальной концепции РПЦ». В Послании в частности говорилось: «Нас обнадёживает принятие новой социальной концепции этим собором , которая по существу перечёркивает „Декларацию“ митрополита Сергия 1927 года». По решению Собора при Архиерейском Синоде РПЦЗ была создана комиссия по вопросам единства Русской Церкви.

На том же архиерейском соборе было принято «Обращение Русской Православной Зарубежной Церкви к старообрядцам», в котором выражалось сожаление о жестокостях причинённых в своё время приверженцам «старого обряда», а также прозвучал призыв к уврачеванию сего горестного разделения.

4 декабря 2000 года митрополит Виталий распространил послание, в котором заявил о своём несогласии со многими решениями Собора. В послании сказано, что «Русская Православная Зарубежная Церковь, сохранившая свою духовную свободу все эти 80 лет, никогда не пойдёт на соединение с Московской Патриархией».. Несмотря на это письмо, 8 февраля 2001 года Архиерейский Синод РПЦЗ под председательством Виталия сделал заявление о «внутреннем единстве» всех членов Синода.

После обнародования 5 мая 2001 года «Обращения клириков Западноевропейской епархии РПЦЗ», содержавшего призыв «противостоять новому курсу в нашей Церкви», митрополит Виталий снова изменил позицию. 22 июня 2001 года он подписал «Окружное послание» с заявлением, что «Основы социальной концепции РПЦ» не могут перечеркнуть «предательскую Декларацию 1927 г.», послание отрицало происходящее в России духовное возрождение и признало ошибочным создание комиссии по вопросам единства Русской Церкви.

Уход на покой

Открывшееся 10 июля 2001 года заседание Архиерейского Синода РПЦЗ оценило «Окружное послание» как ошибочное, после чего митрополит Виталий дал согласие уйти на покой. 13 июля постановлением Синода было определено, что до проведения внеочередного Архиерейского Собора временное руководство РПЦЗ возлагается на архиепископа Лавра (Шкурлу).

По свидетельству участника Архиерейского Собора епископа Агафангела, в самом начале заседаний митрополит Виталий роздал архиереям подписанную им бумагу, в которой говорилось, что поскольку он точно знает, что этот Собор примет решение о соединении с Московской патриархией, то он признает его недействительным. Устно он прибавил, что ему известно то, что вл. Лавр и вл. Алипий встречались с Алексием II и обо всем уже договорились, после чего удалился в свои покои в здании Синода. 23 октября, в день открытия Собора, к митрополиту Виталию направилась комиссия из 3 архиереев. После долгих заверений в том, что никто не собирается соединяться с МП, делегация получила согласие митрополита Виталия на участие в Соборе. В тот же день митрополит Виталий написал заявление о своём уходе на покой и о согласии на избрание нового первоиерарха РПЦЗ:

Согласуясь с моим заявлением, на последнем заседании Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей, от 27 июня/10 июля 2001 года, я теперь повторяю пред всеми Вами, пред всем Архиерейским Собором, — что я ухожу на покой. И прошу у всех Вас собратий Архипастырей святых молитв. Я тоже молюсь за всех Вас и теперь все вместе будем молить и просить Пастыреначальника нашего Господа Иисуса Христа, чтобы Он помог нашему Архиерейскому Собору избрать нового предстоятеля нашей многострадальной Русской Зарубежной Церкви. С моей стороны я призываю всех Вас объединиться вокруг нашего соборного избранника и совместно всем нам позаботиться о восстановлении мира и единства среди нас и нашей паствы. Только в единении у нас сила и мы, с Божией помощью, сможем противостоять всем козням врагов видимых и невидимых. Аминь. У всех Вас дорогие собратия, прошу святых молитв и прощения.

24 октября, в день выборов, передал избирательной комиссии запечатанный конверт со своим бюллетенем и изъявил желание присутствовать при определении результатов голосования. Ближайшее окружение митрополита Виталия пыталось воспрепятствовать ему принять участие в подсчёте голосов. За 5 минут до начала процедуры определения результатов голосования позвонила личный секретарь митрополита Людмила Роснянская и заявила, что митрополит не придёт. В тот же день на заседании Собора Людмила Роснянская, также выполнявшая роль сиделки, была уволена с должности. Митрополит Виталий участвовал в вечернем заседании Собора, заняв председательское место, поздравил архиепископа Лавра (Шкурлу) с избранием на пост Первоиерарха РПЦЗ. Планировалось его участие в настоловании новоизбранного митрополита, намеченном на 28 октября.

На следующий день 25 октября к Синоду приехала Л.Д. Роснянская с несколькими своими сторонниками в сопровождении полицейских. Роснянская заявила полиции, что митрополит Виталий содержится в заключении, и, возможно даже, лежит без сознания. Полицейские, переговорив с митрополитом Виталием, заявили, что «он находится в хорошем состоянии и не был подвергнут никакому стеснению или принуждению». Они сообщили митрополиту Виталию, что его секретарь стоит на улице и желает видеть его. «Митрополит, испуганный появлением полицейских, захотел увидеться с Людмилой Роснянской. Попытки архиереев убедить его не делать этого не увенчались успехом». Митрополит заявил, что он свободный человек, находится на покое и желает встретиться с Л.Д. Роснянской. Выйдя на улицу и узнав от Роснянской, что ее уволили, митрополит заявил, что уезжает из Синода.

Митрополит Виталий был увезён из здания Синода. В ночь на 26 октября его доставили в Преображенский мужской скит в Мансонвилле. 27 октября от имени Виталия было распространено «Чрезвычайное заявление», в котором говорилось, что митрополит Виталий снимает подпись «о своём добровольном уходе на покой и передаче моих полномочий архиепископу Лавру».

По запросу Синода, где предполагали, что престарелым иерархом манипулирует его окружение, было назначено психологическое освидетельствование; спустя три дня после выхода «Чрезвычайного заявления» вечером 1-го ноября 2001 года митрополит Виталий согласно судебному постановлению, выданному по запросу Нью-Йорского Синода, был вывезен из Свято-Преображенского скита в городе Мансонвилль для совершения над ним психиатрической экспертизы. Психологическое освидетельствование было совершено без согласия на то самого митрополита Виталия, что дало основания его сторонникам говорить о начале гонений на «законного Первоиерарха РПЦЗ», желающего быть верным «традиционной позиции РПЦЗ». По оценке врача-психиатра больницы в городе Шербрук (Канада) г-жи Кэтрин Аллари «нет никаких ограничений для продолжения его теперешних занятий или профессии».

22 ноября 2001 года состоялась вторая попытка архиереев Нью-Йоркского Синода увезти митрополита Виталия из Свято-Преображенского скита, однако эти действия были пресечены жандармерией провинции Квебек. Это позже свидетельствовал сам вл. Виталий в документе, заверенном канадским нотариусом Мари Ганье (Marie Gagne).

РПЦЗ(В)

Ушедшие из РПЦЗ впоследствии отрицали факт ухода митрополита Виталия на покой. Согласно им события развивались следующим образом: во-первых, прошение об уходе на покой было выработано безглавым Синодом и подписано задним числом — нарушение Правила 20-го Положения об РПЦЗ, во-вторых, Собор был созван Синодом без участия председателя — владыки Виталия, а также в обход указа 24 ноября/7 декабря 2000 года. Собор, где был принят уход на покой митрополита Виталия, и был избран новый первоиерарх — митрополит Лавр, невозможно по мнению ушедших в раскол считать состоявшимся из-за нарушения Правила 13-го Положения об РПЦЗ, а также ввиду «Заявления Первоиерарха РПЦЗ Митрополита Виталия» от 18 октября 2001 года, где, среди прочего, митрополит Виталий говорил:

я, с полной ответственностью перед Богом, русским православным народом и перед своей совестью, считаю своим архипастырским долгом заявить, что предстоящий Архиерейский Собор, имеющий открыться 23 октября 2001 года, нельзя назвать иначе, как собранием безответственных.

Накануне Собора 2001-го года Митрополит Виталий официально снял свою подпись с документов, подписанных на Соборе 2000-го года. Не признав избрания Лавра и решений собора, митрополит Виталий 1 ноября 2001 года в Спасо-Преображенском скиту в Мансонвилле при поддержке епископа Варнавы (Прокофьева), единственного епископа, который не подписал послание одобряющего решения Архиерейского юбилейного Собора РПЦ, совершил хиротонию во епископы Сергия (Киндякова). Позднее, когда епископ Варнава покаялся и вернулся из раскола он сказал, что «хиротонию о. Сергия (Киндякова) он совершил единолично, лишь в присутствии Митр. Виталия, который по состоянию здоровья не мог совершать литургию и участвовать в хиротонии».

В течение ноября 2001 года были совершены три новых архиерейских рукоположения. Под юрисдикцию митрополита Виталия перешла часть приходов РПЦЗ, отвергающих сближение с Московской Патриархией.

Новообразованная неканоническая юрисдикция получила название «Русской православной церкви в изгнании», но скоро название было изменено на «Русская Православная Церковь Заграницей». Для различения данной церковной группы от РПЦЗ митрополита Лавра стало применяться наименование РПЦЗ(В).

В ноябре 2004 году на Архиерейском Соборе РПЦЗ(В) было решено «за многолетнее возглавление Русской Православной Церкви Заграницей и более чем пятидесятилетнее служение в архиерейском сане почтить Высокопреосвященнейшего Митрополита Виталия званием „Блаженнейший“».

Скончался 25 сентября 2006 года. Кончина последовала примерно в 10:45 утра в больнице канадского городка Мэйгог.. Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр призвал совершать поминовение своего предшественника.

Владелец страницы: нет
Поделиться