Юдовин Соломон Борисович
Юдовин Соломон Борисович
27.10.1892 — 05.12.1954

Юдовин Соломон Борисович — Биография

Соло́мон Бори́сович Юдо́вин (Шло́йме Бо́рухович) (27 октября 1892 г., Бешенковичи Лепельского уезда Витебской губернии — 5 декабря 1954 г., Ленинград) — русско-еврейский и советский график, художник, этнограф, представитель «Еврейского ренессанса» («Еврейского возрождения») и модерна.

Детство и юность

Соломон Борисович (Шлойме Борухович) Юдовин родился в местечке Бешенковичи под Витебском (в 50 км к западу) в еврейской семье. Отец будущего художника был ремесленником, мать — домохозяйкой.

В 1906 г., в восьмилетнем возрасте Шлойме Юдовин был принят в витебскую Школу рисования и живописи Ю. М. Пэна.

В 1910 г. благодаря помощи своего дяди С. Ан-ского переехал в Петербург, учился в Рисовальной школе Общества поощрения искусств (возглавляемое Н. К. Рерихом), и одновременно с 1911 г. до 1913 г. обучался в частных петербургских студиях М. Бернштейна, а затем М. В. Добужинского.

Был членом петербургского «Еврейского общества поощрения художеств» (действовавшего в 1915-19 гг.).

Участие в экспедициях С. Ан-ского

Юдовина с юности привлекало движение «Еврейского ренессанса», которое было частью общего авангардного движения в искусстве России. Оно же во многом и сформировало его художественные интересы. Участники «Еврейского ренессанса» видели свою главную задачу в изучении и художественном осмыслении еврейского национального наследия: еврейских обычаев и традиционного еврейского быта. Разделяя цели движения, Юдовин с энтузиазмом принял предложение участвовать в фольклорно-этнографических экспедициях по еврейской черте оседлости по городам и местечкам юго-западной Украины (Подольская, Волынская и Киевская) губернии, организованных в 1912-14 гг. Еврейским историко-этнографическим обществом (ЕИЭО) под руководством С. Ан-ского на средства Владимира Гинцбурга — сына барона Г. Гинцбурга.

Сохранение традиций народного искусства евреев Российской империи было основной целью этих экспедиций, в которых Юдовин исполнял обязанности секретаря, художника и фотографа. Он зарисовывал и фотографировал всё, что относится к иудаике — предметы еврейского быта, ритуальные принадлежности, надгробия (мацевы), росписи синагог, еврейских орнаментов, изучал художественные особенности еврейского ритуального и декоративно-прикладного искусства. Как фотохудожник Юдовин работал в в технике пикториализма (фотоимпрессионизма), стремясь превратить фотографии в произведения искусства путём воздействия на них в процессе съёмки и проявления.

Отдельную историко-художественную ценность представляет целая череда запечатлённых Юдовиным-фотографом образов евреев-рабочих и евреев-ремесленников, и также различных форм еврейского коллективного труда: артели веревочников, папиросников, ткачей, спичечная фабрика в Ровно и многое другое. Значимость работы Юдовина в этих экспедициях особенно высока, поскольку его фотографии оказались практически последними, на которых можно увидеть традиционный мир еврейской общины черты оседлости, вскоре полностью исчезнувший в огне Первой мировой войны, при советской власти и окончательно — во время Холокоста.

В 1920 г. на основе собранного материала Юдовин издал альбом «Еврейский народный орнамент» из 26 линогравюр.

Возвращение в Витебск

В 1918 г. вернулся в Витебск, где окончил Художественно-практический институт (ВХПИ), а в 1922 г. был избран там проректором по хозяйственной части.

С 1922 г. по сентябрь 1923 г. Юдовин преподавал специальные дисциплины в графической мастерской этого института, в Художественном народном училище (ВНХУ) и в Еврейском педагогическом техникуме.

Руководил художественным кружком в витебском юношеском клубе имени И. Л. Переца.

В августе-сентябре 1923 г. Художественно-практический институт был реорганизован с понижением статуса - в Художественный техникум (ВХТ), что было ознаменовано сильным конфликтом педагогов с новым директором. Во-первых, комиссия учителей, в которую входил и Юдовин, не смогла воспротивиться переводу учебного заведения из особняка ("дом Вишняка") на ул. Бухаринской в неприспособленное здание бывшей Любавичской синагоги на ул. Володарского, 15. Затем новый директор принял решение перепроверить знания всех бывших студентов и вообще единолично решал вопросы организации обучения — сочтя это унизительным, Ю. М. Пэн (проректор по учебной работе), С. Б. Юдовин, Е. С.Минин и группа студентов 23 сентября 1923 г. выступили с коллективным заявлением об уходе и покинули институт.

Ленинградский довоенный период

В 1923 г. Юдовина пригласили в Петроград на должность ученого секретаря и хранителя в Музей Петербургского еврейского историко-этнографического общества, основанного ЕИЭО, который располагался в здании Еврейской богадельни А. М. Гинзбурга (Васильевский остров, 5 линия, д. 50).

Приглашение именно Юдовина на эту должность не было случайным: музей создавался для обработки, систематизации и исследований материалов экспедиций Ан-ского, в которых Юдовин был одним из главных участников. Художник проработал в музее до 1928 г., когда ЕИЭО было ликвидировано, а музей закрыт.

До Великой Отечественной войны во время жизни в Ленинграде Юдовиным были созданы циклы гравюр «Гражданская война» (1928) и «Оборона Петрограда в дни наступления Юденича» (1933).

Во время войны

Во время войны до середины 1942 г. Юдовин прожил в блокадном Ленинграде, в тяжелейших условиях стараясь запечатлеть вид осаждённого города и его защитников. Затем художник был эвакуирован в деревню Карабиха под Ярославлем.

Там, в музее-заповеднике Н. А. Некрасова, Юдовин работал над серией «Некрасовские места», а в 1944 г. вернулся в Ленинград и завершил работу над циклом гравюр «Ленинград в дни Великой Отечественной войны». Эти гравюры были изданы в виде альбома в 1948 г. Большинство подобных работ исполнялось в стиле общепринятого в то время парадного официоза, но юдовинские изображения Ленинграда явно выделяются среди них своим суровым трагизмом. По мнению искусствоведов, серия «Ленинград в дни Великой Отечественной войны» стала одной из вершин творчества художника.

Все годы войны, в том числе даже во время блокады, в Ленинграде продолжали выпускаться почтовые открытки. Всего за 1941—1945 годы было издано почти 400 иллюстрированных почтовых открыток, среди которых 26 — с произведениями Юдовина. Военная серия открыток с его произведениями стала достаточно редкой и ценится в советской филокартии.

В 1945 г. Соломон Борисович выпустил альбом автолитографий «Ленинград».

После войны Юдовиным были также создана серия открыток «Виды Ленинграда» (1946 год) и «Ленинград сегодня» (1949 год).

Художник скончался 5 декабря 1954 года в Ленинграде на шестьдесят третьем году жизни.

Владелец страницы: нет
Поделиться