Шелохонов Пётр Илларионович
Шелохонов Пётр Илларионович

Шелохонов Пётр Илларионович — Биография

Пётр Илларио́нович Шелохо́нов, имя при рождении: (белор. Пятро Ларывонавіч Шэлахонаў), (укр. Петро Іларіонович Шелохонов), (англ. Peter/Petr/Pyotr Shelokhonov), (15 августа 1929, БССР — 15 сентября 1999, Санкт-Петербург) — российский актёр театра и кино, Заслуженный артист РСФСР (1979).

Детство

Пётр Илларионович Шелохонов родился в Белоруссии в 1929 году. Его предки произошли из Украины, Литвы и Польши.Дед, Тито Шелохонович, был фермером, отец, Ларион Титович, начинал ветеринаром, работал в коневодстве, после революции стал фельдшером. Отец обучал Петра премудростям медицины. Сын шёл по стопам отца, он с детства овладел верховой ездой, искусством выхаживать и лечить лошадей, и мог часами изучать тайны жизни, рассматривая ткани и органы под микроскопом. Все изменила война.

Война

Белоруссия была надолго оккупирована войсками нацистской Германии. Самой страшной ночью в жизни Петра Шелохонова была ночь первой бомбежки, когда налетели бомбардировщики Люфтваффе и стали взрываться бомбы. Он чудом спасся, выбежав из дома, и наблюдал с ужасом, как горел его родительский дом. После бомбежки развалины домов, школа и ферма были раздавлены фашистскими танками. Двенадцатилетний Пётр остался без крова. Он искал своих родителей среди мертвых соседей, но все погибли. Пётр так и не узнал как погибла его мать, Анна Минска, похоронить её по традиции не было возможности. Петру приходилось ночевать в стогу сена пока он не был схвачен полицаями, но бежал под огнем. От пулевого ранения на лице Петра Шелохонова остались шрамы на всю жизнь. Ему удалось спастись в лесу. Раны постепенно заживали. Но глубокий шрам на лбу и другие отметины всю жизнь напоминали Петру о страшных событиях его юности во время Второй мировой войны.

Петру Шелохонову удалось выжить в суровую осень и зиму 1941 года. Перебираясь с места на место в поисках еды и укрытия, он вырыл земляную нору, в которой, сгорбившись и затаившись, прожил без еды и питья несколько суток, скрываясь от полицейских патрулей. Осенью 1941 года он спасся от голода благодаря раненой бесхозной корове, которая ходила по кругу, у неё было полное вымя молока, но не было ни телят, ни хозяев. Используя ветеринарные навыки, он приручил корову и прямо из вымени пил её молоко. Вскоре раненая корова умерла и ему пришлось выживать, питаясь всем, что можно было съесть. Рискуя жизнью, Петр глушил рыбу в реке взрывами немецких мин и гранат. За этим занятием его поймали партизаны. В отрядах белорусских партизан он провел 1941—1943 годы.

Театр

Β 1942 году, среди партизан, открылись актёрские способности Петра Шелохонова: он живо исполнял сценки, карикатуры на Гитлера, пародии на ненавистных оккупантов. Постепенно в работе над этими искренними и наивными представлениями, а главное, в повседневной борьбе за выживание в суровые годы войны, мягкий от природы характер Петра приобретал черты мужества, твердости, настойчивости. Мальчик становился мужчиной. В 1944 году у 15-летнего Петра Шелохонова уже был самодельный кукольный театр: он смастерил несколько кукол, сколотил для них сцену, из куска материи сделал занавес и задник для своего маленького театра. В ходе своих представлений он соединил несколько произведений и назвал свой кукольный спектакль: «Красная шапочка, Петя и волк на войне». В своем спектакле Петр Шелохонов одновременно водил 4 куклы, говорил четырьмя разными голосами, а перед спектаклем и после он играл на разбитом трофейном аккордеоне. Так он кочевал по Белоруссии и Украине, работая за еду.

Этот опыт был хорошей школой для будущего актёра, начинавшего на практике понимать огромные выразительные возможности человеческого лица, мимики, жеста, голоса. Овладевая разнообразием интонаций он интуитивно, по реакции зрителей, изучал секреты и возможности актёрского перевоплощения, по деталям и штрихам осваивал разнообразные элементы актёрского мастерства. В 1944 году, в только что освобожденном Чернигове, он получил за свое представление самый большой в то время заработок — буханку хлеба, шмат сала и стакан водки. В том же году пешком, а иногда с попутками, Петр добирался до многих городов и сел Украины и давал представления на русском и украинском языках, которые были для него родными. Выживая самостоятельно, а также деля с партизанами их нелегкую жизнь, стараясь своим талантом помочь общей борьбе с жестоким и сильным врагом, Петр Шелохонов сумел дожить до победы.

Ленинград

В 1945 году Пётр Шелохонов был принят в класс фортепиано Киевской консерватории, но он мечтал стать артистом в Ленинграде. В 1946 году он приехал в Ленинград, чтобы продолжить учёбу и найти работу на сцене, например, в джаз-оркестре, таком, как любимый им джаз Утёсова. Он был заворожен музыкой в исполнении Гленна Миллера, Фрэнка Синатры, Луи Армстронга, Эллы Фицджеральд и других известных звезд. По словам Петра Шелохонова, живая и радостная музыка помогала заглушить боль и страдания от травм войны и переключиться на мирную жизнь с положительными эмоциями и чувствами, которые были в этих песнях. Музыка несла заряд энергии, призывая радоваться жизни, танцевать и любить. Но надо было зарабатывать на жизнь. Он поступил в ремесленное училище и сразу был наказан начальством за неуставной юмор и политический анекдот. В качестве наказания он провел несколько месяцев в штрафной роте на строительных работах по сооружению Стадиона имени Кирова в Ленинграде. Потом Шелохонову повезло найти работу на сцене, но он был призван на военную службу.

Балтика

С 1949 по 1954 год Пётр Шелохонов служил на Балтийском флоте. Он опять был наказан начальством за неуставной юмор и политический анекдот — 10 суток содержания под арестом на гауптвахте. Затем он продолжил свою пятилетнюю службу на флоте: сначала матросом на катерах дымовой завесы в Балтийске и Клайпеде, затем старшиной учебной части в городе Лиепая. С 1949 участвовал в спектаклях театра Балтийского флота в Лиепае, в Балтийске, в Кронштадте и в Ленинграде. В 1952 году был награждён грамотой Верховного Совета Латвии за театральную работу, однако вскоре был опять наказан за политический анекдот.

Сибирь

В 1957—1962 годы Петр Шелохонов жил в Сибири. В 1960 году закончил театральное училище. Одной из его работ была роль Гамлета. Даже по отличной, но все же неподвижной фотографии, можно представить каким был Гамлет в его исполнении: одухотворенность, озорство, молодость, энергию мысли можно увидеть на фотографии Гамлета — Шелохонова. Фотограф, сделавший этот снимок в 1959 году, был мастером своего дела, он выбрал нужный момент и ракурс. Гамлет Шелохонова произносит классический монолог «Быть или не быть…», в котором выражены мысли принца о смысле бытия, о связи между прошлым и будущем. Эта напряженная мысль светится в глазах актёра, отражается на его задумчивом лице, и зритель верит — Быть! Мы видим Гамлета — яркого сына бурной эпохи просвещения и понимаем трагедию человека, которого жестокая действительность того времени заставляет страдать. Гамлет Шелохонова мог быть близок и понятен молодежи 50-60-х годов, переживавшей подобные духовные трагедии в тяжелые годы советской эпохи. В труппе Иркутского драматического театра Петр Шелохонов вскоре стал одним из ведущих актёров, сыграл главные роли в классических и современных пьесах.

Театр имени Чехова

В 1962—1968 годы Пётр Шелохонов осуществил ряд театральных постановок пьес современных авторов, в которых выступил и как исполнитель ролей, и как режиссёр-постановщик в Таганрогском театре им. Чехова. В том же театре он сыграл главные роли в классических пьесах А. П. Чехова «Дядя Ваня», «Вишнёвый сад», «Чайка», «Три сестры», а также в пьесах современных авторов, таких как «Именем революции» и «Шестое июля» М. Шатрова, «104 страницы про любовь» Э. Радзинского и др. Большой успех, отраженный в журнале «Театр» (№ 8 за 1965 г.) выпал на роль Иванова в одноименной пьесе А. П. Чехова. В 1960-е годы Шелохонов, как режиссёр поставил спектакли «Обелиск», «Недотрога», «Девушки с улицы надежды» и др, а также поставил пьесу А. П. Чехова «Платонов», в которой сыграл главную роль. В 1967 году Пётр Шелохонов сыграл роль Ленина в собственной постановке «Ленинские чтения», посвященной 50-летию революции. Эта постановка Шелохонова была раскритикована в горкоме КПСС за отклонение от официально принятого образа Ленина.

Москва

В 1967 году московская студия «Экран» приглашает Петра Шелохонова на главную роль в телевизионном фильме «Шаги в солнце» режиссёра В. Головина который был показан по Центральному телевидению СССР. Актёра заметили режиссёры на киностудиях СССР. С этого времени Пётр Шелохонов снимается в кино и на телевидении.

В 1968 году Пётр Шелохонов сыграл первую роль в большом кино — шпион Сотников в детективе «Амнистии не подлежит» (Развязка) режиссёра Н. Розанцева, киностудия Ленфильм. Фильм был запрещен по письму министра МВД СССР Н. А. Щёлокова. Выход фильма на экраны СССР совпал с покушением на генсека Л. И. Брежнева, которое совершил вооруженный мужчина переодетый в форму милиции, что совпало с сюжетом фильма «Амнистии не подлежит» — шпион в форме милиционера ловко обманывает КГБ и совершает убийство. Этот фильм министр МВД СССР Н. А. Щёлоков назвал антисоветским в своем письме в ЦК, затем началось уничтожение копий и негативов фильма, затем последовали действия советской цензуры: переделка сценария, пересъемки фильма и выход на экраны уже под другим названием — Развязка.

Текст письма министра МВД СССР Н. А. Щёлокова в ЦК КПСС:

На студии «Ленфильм» завершены съемки художественной кинокартины «Амнистии не подлежит» (режиссёр Н. Розанов (*), сценарист А. Ромов), которая, по нашему убеждению, содержит серьёзные политические ошибки. В качестве матёрого врага Советской власти, предателя Родины, резидента иностранной разведки в этом фильме выступает начальник районного отдела милиции. Такая тенденциозная трактовка образа руководящего работника органов внутренних дел может вызвать у зрителей глубокое негодование и недоверие к сотрудникам милиции, может породить искаженное представление о том, что в милиции работают люди, мировоззрение и убеждения которых враждебны кровным интересам советского народа и Коммунистической партии. Вызывает справедливое возмущение не только злостное искажение облика работника милиции, но и очевидная фальсификация действительности. В истории советской милиции не было случая, чтобы её руководящий работник стал бы агентом империалистической разведки. Обращает на себя внимание вредная тенденция сюжета, которая фактически противопоставляет органы КГБ, разоблачившие предательскую деятельность работника милиции, органам внутренних дел. Пропаганда с помощью кино такого рода надуманных «конфликтов» может в равной степени нанести ущерб авторитету органов госбезопасности и внутренних дел. Кинофильм «Амнистии не подлежит» порочит честь и достоинство работников милиции, противоречит требованиям ноябрьского постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР к творческим организациям о правдивом отображении деятельности органов внутренних дел, всемерном укреплении их авторитета среди трудящихся. Прошу Вашего указания о запрещении выпуска на экран картины «Амнистии не подлежит». Вместе с тем при производстве кинофильмов, отображающих деятельность органов внутренних дел, было бы целесообразно учитывать мнение МВД СССР. (*В документе опечатка, фамилия режиссёра — Розанцев.)

— Письмо министра внутренних дел СССР Н.А. Щёлокова секретарю ЦК КПСС П. Н. Демичеву от 13 июня 1969 года

Получив клеймо «матёрого врага Советской власти» от министра МВД СССР Н. А. Щёлокова, Пётр Шелохонов уже не мог сниматься в больших ролях — письмо министра обсуждали в ЦК КПСС и потом советская цензура действовала беспощадно. На «Мосфильме» кинорежиссёр Сергей Герасимов рекомендовал Петра Шелохонова на главную роль в двухсерийном фильме «Укрощение огня», однако, по решению кураторов из ЦК КПСС главную роль дали Кириллу Лаврову, а Петру Шелохонову дали роль второго плана — Карелин, помощник Королева. Прототипами героев фильма были реальные люди, но их имена в СССР были засекречены и в фильме актёры играли собирательные образы. Кирилл Лавров и Петр Шелохонов сыграли в фильме несколько совместных сцен и остались друзьями на всю жизнь, снявшись вместе ещё в десяти фильмах.

В фильме «Укрощение огня» впервые была приоткрыта завеса секретности над ракетно-космической промышленностью СССР. Съемки проходили в 1970—1971 годах на космодроме Байконур, в Звездном городке космонавтов, а также в Кремле. Под вымышленными именами героев фильма скрывались засекреченные имена конструкторов ракетной техники. Их роли после строгого отбора исполняли актёры, которых утверждали после согласования с тогдашним правительством СССР. Пётр Шелохонов стал партнером таких актёров, как Игорь Горбачев, Евгений Матвеев, Зиновий Гердт, Игорь Владимиров, Андрей Попов, Вера Кузнецова, Всеволод Сафонов и других звезд советского кино. После этой совместной работы режиссёр Игорь Владимиров пригласил Петра Шелохонова в труппу ленинградского театра им. Ленсовета, но актёр не сразу принял приглашение знаменитого режиссёра, он уже был занят в спектаклях ленинградского театра «Ленком».

Ленинград

В 1968 − 1999 годах Пётр Шелохонов жил и работал в Ленинграде (Санкт-Петербурге), в театре им. Ленинского Комсомола, театре им. Комиссаржевской и театре им. Ленсовета. Среди театральных работ Петра Шелохонова отмечены главные роли в спектаклях «Гнездо глухаря» по пьесе В. Розова и «Тема с вариациями» по пьесе С. Алёшина, а также исполнение роли Никиты Романовича Захарьина в трилогии А. Толстого о царях. На киностудии «Ленфильм» было снято более 40 кинофильмов с его участием. В этот период раскрываются творческие возможности П. Шелохонова как артиста кино исполнившего разнообразные роли, такие, как шпион Сотников («Развязка», 1968), композитор Михаил Глинка («Ференц Лист», 1970), казак Северьян Улыбин («Даурия», 1971), военный комиссар («Такая длинная, длинная дорога», 1972), директор Пересада, («Ответная мера», 1974, Одесская киностудия), Дорогомилов (телесериалы «Первые радости» и «Необыкновенное лето», 1977-79), кузнец Акимыч (телесериал Хлеб — имя существительное, 1988) и другие работы в кино и на телевидении. Шелохонов снимался с такими звездами советского кино, как Павел Луспекаев, Николай Гриценко, Наталья Фатеева, Кирилл Лавров, Виталий Соломин, Василий Шукшин и др.

Петербург

В 1989—1990 годах известный режиссёр, актёр и писатель Питер Устинов поставил в Петербурге на сцене театра им. Ленсовета свою пьесу «Фотофиниш», в которой ведущую роль — Сэма поручил Петру Шелохонову. На память об этой работе Питер Устинов подарил Петру Шелохонову фотографию с дружеской подписью «Петру Первому от Петра Устинова».

Личные чувства Петра Шелохонова, его боль и память о войне были выражены в его постановке спектакля «Изабелла» о спасении узников фашистского лагеря Аушвиц (Освенцим). В интерпретации Шелохонова на сцене происходит «спасение» всех узников концлагеря, как выживших, так и погибших, что становится возможным благодаря нашей памяти об их судьбе и подвигах. Такое прочтение пьесы было неожиданно даже для самого автора. На премьере спектакля приехавшие из Нью-Йорка автор Ирвин Лейтнер и сама Изабелла увидели, какое необычное сценическое решение нашёл Шелохонов для метафоры о подвиге и бессмертии: после страданий в концлагере и гибели в огне печей, в финальной сцене спектакля все сожженные узники концлагеря оживают и выходят из горящих печей сквозь огонь и дым, медленно и величественно идут в зал, присоединяясь к живым под Реквием Моцарта.

В 1996—1997 годах голливудская киностудия Warner Brothers совместно с кинокомпанией Icon, которой владеет Мэл Гибсон, сняли кинофильм «Анна Каренина» по роману Льва Толстого. Съёмочная группа работала во дворцах, музеях и парках Петербурга, которые подходили для съёмок в исторических костюмах и интерьерах XIX века. Режиссёр по кастингу Марион Догерти, которая работала с Мэлом Гибсоном и Софи Марсо в таких кинопроектах, как «Храброе сердце», видела работу Петра Шелохонова и познакомила его с режиссёром. Бернард Роуз сразу утвердил актёра на роль Капитоныча, дворецкого Карениных. Так Шелохонов стал партнером звёзд современного кино — Софи Марсо, Шон Бин, Миа Киршнер, Джеймс Фокс, Дэнни Хьюстон и других.

Владелец страницы: нет
Поделиться