Коровин Константин Алексеевич
Коровин Константин Алексеевич

Коровин Константин Алексеевич — Биография

Константи́н Алексе́евич Коро́вин (23 ноября (5 декабря) 1861, Москва — 11 сентября 1939, Париж) — выдающийся русский живописец, театральный художник, педагог и писатель. Брат художника Сергея Коровина.

Родился в состоятельной старообрядческой купеческой семье.

Его отец — Алексей Михайлович, окончил университет, мать — Аполлинария Ивановна, урожд. Волкова, происходила из дворянского рода. В четырнадцать лет поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, через год перешёл на отделение живописи. Учился у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова.

Для завершения образования Коровин едет в Петербург и поступает в Академию художеств, но через три месяца уходит оттуда, разочаровавшись в тамошних методах преподавания.

В 1894 Коровин вместе с другом, художником В. Серовым, совершает путешествие на Север. В результате появляются пейзажи:

  • Гавань в Норвегии
  • Ручей святого Трифона в Печенге
  • Геммерфест. Северное сияние
  • Мурманский берег.

Он путешествует в Париж в 1887, 1892 и 1893, где познакомился с импрессионизмом. В 1896 К. А. Коровин оформляет павильон «Крайний Север», построенный по его проекту в Нижнем Новгороде.

В 1900-х художник активно работает в театре, создавая эскизы костюмов и декорации к драматическим постановкам, а также операм и балетам. В частности, он оформляет спектакли «Фауст» (1899), «Конёк-горбунок» (1901), «Садко» (1906), «Золотой петушок» (1909). Константин Коровин работал над оформлением спектаклей Большого театра, Мариинского театра и театр Ла Скала в Милане.

Значительное место в творчестве Коровина занимает Париж. Городские пейзажи создаются явно под сильным влиянием французских импрессионистов. Совершая поездки в Париж, К.Коровин попадал под особое обаяние города с его непревзойденной эстетикой. Ему мастерски удалось передать жизнь французской столицы в часы утреннего пробуждения, но более всего вечером, в украшении сияний огней на улицах и бульварах. («Париж. Бульвар Капуцинок», 1902, 1906 и 1911; «Париж утром», 1906. Все — ГТГ).

В Париже К.Коровин увлекся символизмом и, вернувшись в Россию, посещал знаменитые лекции художника-эстета М. А. Дурнова, общался с поэтом К. Д. Бальмонтом. В эти годы он написал картины «Северная идиллия» (1892, ГТГ) и «Муза» (1890-е, ГТГ).

Во время Первой мировой войны К. А. Коровин работает консультантом по маскировке в штабе русской армии.

На протяжении десятилетий К. А. Коровин участвовал в выставках художников разных направлений и объединений — передвижников, «Мира искусства», «Союза 36», Союза русских художников.

С 1901 К. А. Коровин вместе с В. А. Серовым, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников сценограф С. Ф. Николаев, будущий педагог, писатель и краевед — С. П. Волков.

В воспоминаниях одного из его учеников, Н. М. Чернышева есть несколько эпизодов, которые дают живой образ и представление о мировоззрении художника. Очень характерны в этом отношении слова, сказанные им Н. М. Чернышеву во время посещения его последним в 1903 году в гостинице у Москворецкого моста, где К. А. Коровин пребывал, поскольку был болен:

После октябрьской революции в России Коровин активно занимается вопросами сохранения памятников искусства, организует аукционы и выставки в пользу освободившихся политзаключённых, продолжает также сотрудничать с театром. В 1922 году художник по совету А. В. Луначарского выехал за границу и поселился во Франции.

Наряду с даром живописца Константин Алексеевич обладал и незаурядным литературным талантом. Когда утрата зрения вынудила полностью отказаться от изобразительного искусства, художник продолжал писать рассказы.

Коровин скончался в Париже 11 сентября 1939 г.

Большое количество работ художника хранится в Русском музее. Имеется также фильм о творчестве живописца производства Русского музея.

Владелец страницы: нет