Джезуальдо да Веноза

Джезуальдо да Веноза — Биография

Дон Ка́рло Джезуа́льдо да Вено́за (итал. Don Carlo Gesualdo dа Venosa, также Джезуальдо ди Веноза; 8 марта 1566, по другим данным, 1560 или 1561, Веноза — 8 сентября 1613, Джезуальдо, провинция Авеллино) — итальянский композитор. Вошёл в историю музыки как автор мадригалов уникального хроматического стиля.

Родился в семье князя Венозы Фабрицио II (1537—1593), род которого восходил к Вильгельму Отвилю (Гульельмо д’Альтавилла; ок. 1090 — 1145/50), 1-му сеньору ди Джезуальдо — внебрачному сыну герцога Апулии и Калабрии Рожера I. Мать — Джеронима Борромео (1542—1587) — была племянницей папы Пия IV, её брат — кардинал Карло Борромео (1538—1584; канонизирован в 1610 году). Другим дядей композитора был кардинал Альфонсо Джезуальдо (итал.)русск. (1540—1603; с 1596 года — архиепископ Неаполя). Карло был младшим ребёнком в семье: старше него были Луиджи (1563—1584, сеньор ди Патерно), Изабелла (1564—1612) и Виттория (1565—1577).

Систематического музыкального образования не получил (играл на лютне, клавесине, гитаре). Брал уроки композиции у Помпонио Ненны (служил при дворе в Неаполе). После смерти на охоте брата Луиджи стал наследником отцовских титулов.

В 1586 году женился на своей двоюродной сестре Марии д’Авалос, которая была на несколько лет старше него и уже дважды овдовела. Вскоре после рождения в 1588 году сына Эмануэле она вступила в любовную связь с Фабрицио Карафа, герцогом Андрии (Fabrizio Carafa, duca d'Andria). Узнав об этом, Карло подстроил им ловушку и с помощью своих людей в ночь с 16-го на 17 октября 1590 года убил обоих в постели. Двойное убийство вызвало большой скандал, но поскольку такая месть соответствовала социальным нормам того времени, Карло не был обвинён в убийстве.

После смерти отца в 1591 году стал 3-м князем ди Веноза, 7-м графом ди Конца, 12-м сеньором ди Джезуальдо, ди Мирабелла и прочее, а также грандом Испании. В 1594—96 годах жил в Ферраре — в то время центре музыкальной культуры (в разные годы там работали А. Вилларт, Жоскен Депре, Н. Вичентино, К. Роре). Был знаком с Торквато Тассо, в ранних мадригалах переложил на музыку 10 его поэтических произведений. На формирование стиля Джезуальдо оказал влияние феррарский придворный композитор Луццаско Луццаски (посвятил Джезуальдо свою 4-ю книгу мадригалов, 1594). В Ферраре Луццаски демонстрировал Джезуальдо сконструированный Вичентино музыкальный инструмент аркичембало, приспособленный для аккомпанемента пению в хроматическом и энармоническом интервальных родах (инструмент не сохранился). В 1594 году женился (во 2-й раз) на Леоноре д’Эсте (1561—1637), двоюродной сестре крупного покровителя искусств — феррарского герцога Альфонсо II д’Эсте.

С 1596 года жил в фамильном замке в Джезуальдо, где создал домашнюю капеллу для исполнения собственной музыки. Последние годы жизни провёл в одиночестве, по свидетельствам некоторых очевидцев, вследствие расстройства психики, усугублённого смертью младшего сына в 1600 году.

Потомство

В каждом из браков у Карло родилось по одному сыну:

  • дон Эмануэле (1588—1613), носивший титул графа ди Конца и
  • дон Альфонсино (1595 — октябрь 1600).

Старший сын не успел наследовать отцу: он погиб на охоте 20 августа 1613 года. В браке с графиней Мартой Поликсеной фон Фюрстенберг (1588—1649) у него родилось трое детей:

  • дон Карло (февраль — октябрь 1610);
  • донна Изабелла (1611—1629);
  • донна Элеонора Эмануэла Катерина (1613—1667), в 1625 году вступившая в орден святой Клары.

Таким образом наследницей композитора стала старшая из его внучек. В 1627 году вышла замуж за Никколо Людовизи (ок. 1610 — 1664), герцога ди Фиано и ди Загороло, племянника Григория XV; их единственная дочь Лавиния прожила около 7-ми лет.

Кроме указанных, у князя Венозы был и переживший его ребёнок — внебрачный сын Антонио (1598/99 — 1635), ставший мальтийским рыцарем.

Владелец страницы: нет
Поделиться