Лайонел Хэмптон — Биография
Лайонел Хэмптон (полное имя Лайонел Лео Хэмптон(англ. Lionel Leo Hampton; 20 апреля 1908 — 31 августа 2002 — американский джазовый музыкант и бэнд-лидер, а также вибрафонист, исполнитель на ударных инструментах, пианист, вокалист, актер и выдающийся шоумен.
Детство
Лайонел родился в Луисвилле, в штате Кентукки и был воспитан бабушкой. Вскоре после его рождения они с матерью переехали в ее родной город Бирмингем (штат Алабама). Раннее детство он провел в Кеноша, штат Висконсин, в 1916 году семья переехала в Чикаго, штат Иллинойс. В 1920-х Хэмптон брал уроки игры на ксилофоне и начал играть на барабанах. Хэмптон воспитывался в католической вере, и начал играть на флейте и ударных в академии Holy Rosary недалеко от Чикаго.
Начало карьеры
Ударные инструменты осваивал в школе, затем в юношеском военном оркестре перешел на литавры и маримбу. Купить инструменты, а также необходимую для музыканта одежду помог дядя — бутлегер Ричард Морган (позже, став шофером блюзовой вокалистки Бесси Смит, он будет обвинён в её гибели).
Лайонел Хэмптон начал свою музыкальную карьеру с игры на ударных для «Chicago Defender Newboys' Band» когда он был молодым подростком в Чикаго. Затем переехал в Калифорнию в 1927 или 1928 году, где играл на ударных инструментах для «Dixieland Blues-Blowers». Первую свою запись он сделал с The Quality Serenaders под руководством Пола Ховарда, затем уехал в Culver Sity и играл на ударных для «Les Hite» в Sebastian’s Cotton Club. Тогда же он начал практиковался на вибрафоне. В 1930 году, когда Луи Армстронг приехал в Калифорнию и посетил «Les Hite», он спросил Хэмптона, смог бы тот играть на вибрафоне на два голоса. Так Лайонел начал свою карьеру вибрафониста, и именно он сделал этот инструмент популярным, как никогда ранее.
За время работы в группе «Les Hite» Хэмптон также выступал с Нэтом Шилкретим и его оркестром. В начале 1930-х годов он учился музыке в университете Северной Калифорнии. В 1934 он возглавлял собственный оркестр и в 1936 году появился с Бингом Кроссби в фильме «Pennies From Heaven» вместе с Луи Армстронгом.
Сотрудничество с Бенни Гудменом
В ноябре 1936 года, когда Бенни Гудмен приехал в Лос-Анджелес со своим оркестром, Джон Хэммонд привел его на выступление Хэмптона. Гудмэн пригласил Лайонела вступить в его трио, которое в результате преобразовалось в квартет, состоящий из Гудмена, Хэмптона, Тедди Уилсона (фортепиано) и Джина Крупа (ударные). Квартет стал ведущей малой группой во времена доминирования биг-бэндов, кроме того, стал одним из первых расово смешанных джазовых коллективов, выступавших для широкой аудитории.
Лайонел Хэмптон и его оркестр
Когда Хэмптон работал с Гудменом в Нью-Йорке, он также записывался с различными небольшими группами, известными как «Оркестр Лайонел Хэмптона». В 1940 году Хэмптон покинул оркестр Гудмена, чтобы создать свой собственный биг-бэнд.
Оркестр Хэмптона был популярным в 40-х и в ранних 50-х. В 1942 он записал классическую версию «Flying Home» (с соло на саксофоне Иллинойса Джеккета). Запись приобрела популярность, и в 1944 году они записали «Flying Home, Number Two» совместно с Арнеттом Коббом. Хэмптон играл «Flying Home» приблизительно 300 раз в год в течение следующих 50 лет.
Гитарист Билли Мэккел присоединился к Хэмптону в 1944 и с тех пор выступал и записывался с ним до конца 70-х. В 1947 была записана песня «Stardust» совместно с Чарли Шейверсом и Слэмом Стюартом (продюсер Джин Норман).
С середины 40-х до начала 50-х оркестр Хэмптона играл джаз и ритм-энд-блюз и записывался на звукозаписывающей компании Decca Records. В оркестр вошли многие исполнители, позже ставшие знаменитыми, как композитор и басист Чарльз Мингус, саксофонист Джонни Гриффин, гитарист Вэс Монтгомери, вокалистка Дайна Вашингтон, клавишник Милт Бакнер, а также Диззи Гиллеспи, Кэт Андерсон, Кенни Дорхэм, Снуки Янг, тромбонист Джимми Клевеленд, саксофонисты Иллинойс Джеккет и Джером Ричардсон.
В 1953 году начались гастроли оркестра в Европе, состав включал Клиффорда Брауна, Гиги Груйса, Энтони Ортега, Монка Монтгомери, Джорджа Вэллингтона, Арта Аэрмера, Куинси Джонса и певицу Энни Росс. В 40-х и 50-х Хэмптон также продолжал записываться с малыми составами и джем-сессиями, вместе с Оскаром Питерсоном, Артом Тэтумом, Бадди Де Франко и другими. В 1955 году, работая в Калифорнии над книгой «История Бенни Гудмена», он сделал записи для Нормана Гранца со Стэном Гетцом и Артом Тэтумом, а также со своим биг-бэндом.
Хэмптон записывался с Луи Армстронгом и с итальянской певицой Лорой Сэинт Пол в 1968 году на музыкальном фестивале в Сан-Ремо Италии. В том же году Папа Римский Павел VI пригласил Хэмптона для выступления и вручил ему медаль.
Поздние годы
В 60-х годах группы Хэмптона переживали упадок, все еще исполняя то, что имело успех в 40-х и 50-х, но уже не приносило столько денег, как раньше. Не лучше шли дела и в 70-х, хотя он еще продолжал записываться на «Who’s Who Record Label». .
Начиная с 1984 года Хэмптон играл в университете Айдахо на ежегодном джазовом фестивале, который позже назовут «Джазовый фестиваль Лайонела Хэмптона». В 1987 году музыкальный факультет университета Айдахо был назван в честь Хэмптона, это был первый факультет университета, получивший имя джазового музыканта.
Хэмптон продолжал музыкальные выступления до инсульта, который произошел в Париже в 1991 году. Это, вместе с хроническим артритом, заставило его резко сократить выступления. Тем не менее он смог выступить в Смитсоновском национальном музее американской истории в 2001 году незадолго до смерти.
Личная жизнь
В 1936 году Лайонел Хэмптон женился на Глэдис Риддл (ок. 1910-1971). Глэдис была бизнес-менеджером Лайонела на протяжении большей части его карьеры. Многие музыканты вспоминали, что Лайонел стремился к музыке, а Глэдис - к бизнесу.
В 50-е годы Хэмптон интересовался иудаизмом и отправил много денег в помощь Израилю. В 1953 году он написал сюиту «Царь Дэвид» и исполнил ее в Израиле с «Бостонским поп-оркестром». Позже он стал приверженцем доктрины «Христианская наука».
Хэмптон отличался любовью к щенкам, у него их было более тридцати. Половину из них он называл Билл, другую половину - Шэрон.
Лайонел имел 33-ю степень посвящения в Масонстве Принц Холла в Нью-Йорке. В январе 1997, его квартира загорелась, в огне пострадали его награды и личные вещи но сам Хэмптон остался невридим.
Смерть
Лайонел Хэмптон умер от сердечной недостаточности 31 августа 2002 года в больнице Маунт-Синай в Нью-Йорке и был похоронен на кладбище Вудлон в Бронксе, Нью-Йорк. Его похороны состоялись 7 сентября 2002 года и сопровождались выступлением Уинтона Марсалиса и оркестра Дэвида Оствальда в церкви Риверсайд в Манхэттене; процессия началась в Cotton Club в Гарлеме.
Признание
За карьеру, измеряемую шестью десятилетиями, Хэмптон играл почти со всеми гениями джаза: от Бенни Гудмена до Луи Армстронга, и от Чарли Паркера до Куинси Джонса.
Со смертью Хэмптона мы утрачиваем часть ранней эры джаза
— сказал Фил Шаап, музыкальный историк.
Он был действительно фигура. Он персонифицировал дух джаза, потому-то так много радости в его игре.
— сказал саксофонист Сонни Роллинс, который играл с Хэмптоном в 1950-х. Знаменитый Квинси Джонс, много раз становившийся лауреатом «Грэмми», продюсер и композитор, сказал, что Хэмптон был его наставником более пятидесяти лет.
Он преподавал мне, помимо самого искусства, как надо отдыхать, как смеяться и как жить. Небеса будут определенно чувствовать некоторый особый джазовый ритм теперь.
За свою карьеру Хэмптон играл в Белом доме для всех президентов, от Трумена до Клинтона. Когда он играл для Трумена, это был первый черный оркестр, который когда-либо развлекал публику в Белом доме.
В 1997 г. Хэмптон получил Национальную медаль искусств, которую награжденный нацепил на взятый напрокат костюм, потому что вся его одежда, включая носки и ботинки, а также инструменты и многие памятные вещи сгорели при пожаре двумя днями ранее.
Его память почтил президент Джордж Буш, сказав:
От нас ушел легендарный человек, в чьей жизни отразилась история музыки.
Общественная деятельность
Хэмптон был глубоко вовлечен в различные благотворительные проекты и создал строительную компанию «Lionel Hampton Development» . Корпорация начала работать в Гарлеме, Нью-Йорк в 1960-х годах при помощи, оказанной Республиканской партией США и губернатором от этой партии Нельсоном Рокфеллером, ею были построены жилые комплексы и центры музыкального образования для детей из малоимущих негритянских семей. В 1988 году Хэмптон основал Центр исполнительских искусств в штате Айдахо и стал художественным руководителей джаз-фестиваля в маленьком городе Москоу.
Хэмптон был убежденным республиканцем и много раз был членом национальных съездов республиканской партии. На протяжении нескольких лет он был вице-президентом республиканского комитета округа Нью-Йорк, а также членом комиссии по правам человека.. За свою жизнь Хэмптон пожертвовал Республиканской партии почти 300 тысяч долларов.
Награды
- 2001 — Harlem Jazz and Music Festival’s Legend Award
- 1996 — National Medal of Arts presented by President Bill Clinton
- 1995 — Honorary Commissioner of Civil Rights by George Pataki
- 1995 — Honorary Doctorate from the New England Conservatory of Music
- 1993 — Honorary Doctorate from the University of Maryland Eastern Shore
- 1992 — Inducted into the Alabama Jazz Hall of Fame
- 1992 — «Contributions To The Cultural Life of the Nation» award from the John F. Kennedy Center for the Performing Arts
- 1988 — The National Endowment for the Arts Jazz Masters Fellowship
- 1988 — The National Association of Jazz Educators Hall of Fame Award
- 1987 — Honorary Doctorate of Humanities from the University of Idaho — UI’s School of Music renamed «Lionel Hampton School of Music.»
- 1987 — The Roy Wilkins Memorial Award from the NAACP
- 1986 — The «One of a Kind» Award from Broadcast Music, Inc.
- 1984 — Jazz Hall of Fame Award from the Institute of Jazz Studies
- 1984 — Honorary Doctorate of Music from USC
- 1983 — The International Film and Television Festival of New York City Award
- 1983 — Honorary Doctorate of Humane Letters from the State University of New York
- 1982 — Hollywood Walk of Fame Star
- 1981 — Honorary Doctorate of Humanities from Glassboro State College
- 1979 — Honorary Doctorate of Music from Howard University
- 1978 — Bronze Medallion from New York City
- 1976 — Honorary Doctorate of Humanities from Daniel Hale Williams University
- 1975 — Honorary Doctorate of Music from Xavier University of Louisiana
- 1974 — Honorary Doctorate of Fine Arts from Pepperdine University
- 1968 — Papal Medal from Pope Paul VI
- 1966 — George Frederick Handel Medal
- 1957 — American Goodwill Ambassador by President Dwight D. Eisenhower
- 1954 — Israel’s Statehood Award