Лайонел Хэмптон — Биография

Лайонел Хэмптон (полное имя Лайонел Лео Хэмптон(англ. Lionel Leo Hampton; 20 апреля 1908 — 31 августа 2002 — американский джазовый музыкант и бэнд-лидер, а также вибрафонист, исполнитель на ударных инструментах, пианист, вокалист, актер и выдающийся шоумен.

Детство

Лайонел родился в Луисвилле, в штате Кентукки и был воспитан бабушкой. Вскоре после его рождения они с матерью переехали в ее родной город Бирмингем (штат Алабама). Раннее детство он провел в Кеноша, штат Висконсин, в 1916 году семья переехала в Чикаго, штат Иллинойс. В 1920-х Хэмптон брал уроки игры на ксилофоне и начал играть на барабанах. Хэмптон воспитывался в католической вере, и начал играть на флейте и ударных в академии Holy Rosary недалеко от Чикаго.

Начало карьеры

Ударные инструменты осваивал в школе, затем в юношеском военном оркестре перешел на литавры и маримбу. Купить инструменты, а также необходимую для музыканта одежду помог дядя — бутлегер Ричард Морган (позже, став шофером блюзовой вокалистки Бесси Смит, он будет обвинён в её гибели).

Лайонел Хэмптон начал свою музыкальную карьеру с игры на ударных для «Chicago Defender Newboys' Band» когда он был молодым подростком в Чикаго. Затем переехал в Калифорнию в 1927 или 1928 году, где играл на ударных инструментах для «Dixieland Blues-Blowers». Первую свою запись он сделал с The Quality Serenaders под руководством Пола Ховарда, затем уехал в Culver Sity и играл на ударных для «Les Hite» в Sebastian’s Cotton Club. Тогда же он начал практиковался на вибрафоне. В 1930 году, когда Луи Армстронг приехал в Калифорнию и посетил «Les Hite», он спросил Хэмптона, смог бы тот играть на вибрафоне на два голоса. Так Лайонел начал свою карьеру вибрафониста, и именно он сделал этот инструмент популярным, как никогда ранее.

За время работы в группе «Les Hite» Хэмптон также выступал с Нэтом Шилкретим и его оркестром. В начале 1930-х годов он учился музыке в университете Северной Калифорнии. В 1934 он возглавлял собственный оркестр и в 1936 году появился с Бингом Кроссби в фильме «Pennies From Heaven» вместе с Луи Армстронгом.

Сотрудничество с Бенни Гудменом

В ноябре 1936 года, когда Бенни Гудмен приехал в Лос-Анджелес со своим оркестром, Джон Хэммонд привел его на выступление Хэмптона. Гудмэн пригласил Лайонела вступить в его трио, которое в результате преобразовалось в квартет, состоящий из Гудмена, Хэмптона, Тедди Уилсона (фортепиано) и Джина Крупа (ударные). Квартет стал ведущей малой группой во времена доминирования биг-бэндов, кроме того, стал одним из первых расово смешанных джазовых коллективов, выступавших для широкой аудитории.

Лайонел Хэмптон и его оркестр

Когда Хэмптон работал с Гудменом в Нью-Йорке, он также записывался с различными небольшими группами, известными как «Оркестр Лайонел Хэмптона». В 1940 году Хэмптон покинул оркестр Гудмена, чтобы создать свой собственный биг-бэнд.

Оркестр Хэмптона был популярным в 40-х и в ранних 50-х. В 1942 он записал классическую версию «Flying Home» (с соло на саксофоне Иллинойса Джеккета). Запись приобрела популярность, и в 1944 году они записали «Flying Home, Number Two» совместно с Арнеттом Коббом. Хэмптон играл «Flying Home» приблизительно 300 раз в год в течение следующих 50 лет.

Гитарист Билли Мэккел присоединился к Хэмптону в 1944 и с тех пор выступал и записывался с ним до конца 70-х. В 1947 была записана песня «Stardust» совместно с Чарли Шейверсом и Слэмом Стюартом (продюсер Джин Норман).

С середины 40-х до начала 50-х оркестр Хэмптона играл джаз и ритм-энд-блюз и записывался на звукозаписывающей компании Decca Records. В оркестр вошли многие исполнители, позже ставшие знаменитыми, как композитор и басист Чарльз Мингус, саксофонист Джонни Гриффин, гитарист Вэс Монтгомери, вокалистка Дайна Вашингтон, клавишник Милт Бакнер, а также Диззи Гиллеспи, Кэт Андерсон, Кенни Дорхэм, Снуки Янг, тромбонист Джимми Клевеленд, саксофонисты Иллинойс Джеккет и Джером Ричардсон.

В 1953 году начались гастроли оркестра в Европе, состав включал Клиффорда Брауна, Гиги Груйса, Энтони Ортега, Монка Монтгомери, Джорджа Вэллингтона, Арта Аэрмера, Куинси Джонса и певицу Энни Росс. В 40-х и 50-х Хэмптон также продолжал записываться с малыми составами и джем-сессиями, вместе с Оскаром Питерсоном, Артом Тэтумом, Бадди Де Франко и другими. В 1955 году, работая в Калифорнии над книгой «История Бенни Гудмена», он сделал записи для Нормана Гранца со Стэном Гетцом и Артом Тэтумом, а также со своим биг-бэндом.

Хэмптон записывался с Луи Армстронгом и с итальянской певицой Лорой Сэинт Пол в 1968 году на музыкальном фестивале в Сан-Ремо Италии. В том же году Папа Римский Павел VI пригласил Хэмптона для выступления и вручил ему медаль.

Поздние годы

В 60-х годах группы Хэмптона переживали упадок, все еще исполняя то, что имело успех в 40-х и 50-х, но уже не приносило столько денег, как раньше. Не лучше шли дела и в 70-х, хотя он еще продолжал записываться на «Who’s Who Record Label». .

Начиная с 1984 года Хэмптон играл в университете Айдахо на ежегодном джазовом фестивале, который позже назовут «Джазовый фестиваль Лайонела Хэмптона». В 1987 году музыкальный факультет университета Айдахо был назван в честь Хэмптона, это был первый факультет университета, получивший имя джазового музыканта.

Хэмптон продолжал музыкальные выступления до инсульта, который произошел в Париже в 1991 году. Это, вместе с хроническим артритом, заставило его резко сократить выступления. Тем не менее он смог выступить в Смитсоновском национальном музее американской истории в 2001 году незадолго до смерти.

Личная жизнь

В 1936 году Лайонел Хэмптон женился на Глэдис Риддл (ок. 1910-1971). Глэдис была бизнес-менеджером Лайонела на протяжении большей части его карьеры. Многие музыканты вспоминали, что Лайонел стремился к музыке, а Глэдис - к бизнесу.

В 50-е годы Хэмптон интересовался иудаизмом и отправил много денег в помощь Израилю. В 1953 году он написал сюиту «Царь Дэвид» и исполнил ее в Израиле с «Бостонским поп-оркестром». Позже он стал приверженцем доктрины «Христианская наука».

Хэмптон отличался любовью к щенкам, у него их было более тридцати. Половину из них он называл Билл, другую половину - Шэрон.

Лайонел имел 33-ю степень посвящения в Масонстве Принц Холла в Нью-Йорке. В январе 1997, его квартира загорелась, в огне пострадали его награды и личные вещи но сам Хэмптон остался невридим.

Смерть

Лайонел Хэмптон умер от сердечной недостаточности 31 августа 2002 года в больнице Маунт-Синай в Нью-Йорке и был похоронен на кладбище Вудлон в Бронксе, Нью-Йорк. Его похороны состоялись 7 сентября 2002 года и сопровождались выступлением Уинтона Марсалиса и оркестра Дэвида Оствальда в церкви Риверсайд в Манхэттене; процессия началась в Cotton Club в Гарлеме.

Признание

За карьеру, измеряемую шестью десятилетиями, Хэмптон играл почти со всеми гениями джаза: от Бенни Гудмена до Луи Армстронга, и от Чарли Паркера до Куинси Джонса.

Со смертью Хэмптона мы утрачиваем часть ранней эры джаза

— сказал Фил Шаап, музыкальный историк.

Он был действительно фигура. Он персонифицировал дух джаза, потому-то так много радости в его игре.

— сказал саксофонист Сонни Роллинс, который играл с Хэмптоном в 1950-х. Знаменитый Квинси Джонс, много раз становившийся лауреатом «Грэмми», продюсер и композитор, сказал, что Хэмптон был его наставником более пятидесяти лет.

Он преподавал мне, помимо самого искусства, как надо отдыхать, как смеяться и как жить. Небеса будут определенно чувствовать некоторый особый джазовый ритм теперь.

За свою карьеру Хэмптон играл в Белом доме для всех президентов, от Трумена до Клинтона. Когда он играл для Трумена, это был первый черный оркестр, который когда-либо развлекал публику в Белом доме.

В 1997 г. Хэмптон получил Национальную медаль искусств, которую награжденный нацепил на взятый напрокат костюм, потому что вся его одежда, включая носки и ботинки, а также инструменты и многие памятные вещи сгорели при пожаре двумя днями ранее.

Его память почтил президент Джордж Буш, сказав:

От нас ушел легендарный человек, в чьей жизни отразилась история музыки.

Общественная деятельность

Хэмптон был глубоко вовлечен в различные благотворительные проекты и создал строительную компанию «Lionel Hampton Development» . Корпорация начала работать в Гарлеме, Нью-Йорк в 1960-х годах при помощи, оказанной Республиканской партией США и губернатором от этой партии Нельсоном Рокфеллером, ею были построены жилые комплексы и центры музыкального образования для детей из малоимущих негритянских семей. В 1988 году Хэмптон основал Центр исполнительских искусств в штате Айдахо и стал художественным руководителей джаз-фестиваля в маленьком городе Москоу.

Хэмптон был убежденным республиканцем и много раз был членом национальных съездов республиканской партии. На протяжении нескольких лет он был вице-президентом республиканского комитета округа Нью-Йорк, а также членом комиссии по правам человека.. За свою жизнь Хэмптон пожертвовал Республиканской партии почти 300 тысяч долларов.

Награды

  • 2001 — Harlem Jazz and Music Festival’s Legend Award
  • 1996 — National Medal of Arts presented by President Bill Clinton
  • 1995 — Honorary Commissioner of Civil Rights by George Pataki
  • 1995 — Honorary Doctorate from the New England Conservatory of Music
  • 1993 — Honorary Doctorate from the University of Maryland Eastern Shore
  • 1992 — Inducted into the Alabama Jazz Hall of Fame
  • 1992 — «Contributions To The Cultural Life of the Nation» award from the John F. Kennedy Center for the Performing Arts
  • 1988 — The National Endowment for the Arts Jazz Masters Fellowship
  • 1988 — The National Association of Jazz Educators Hall of Fame Award
  • 1987 — Honorary Doctorate of Humanities from the University of Idaho — UI’s School of Music renamed «Lionel Hampton School of Music.»
  • 1987 — The Roy Wilkins Memorial Award from the NAACP
  • 1986 — The «One of a Kind» Award from Broadcast Music, Inc.
  • 1984 — Jazz Hall of Fame Award from the Institute of Jazz Studies
  • 1984 — Honorary Doctorate of Music from USC
  • 1983 — The International Film and Television Festival of New York City Award
  • 1983 — Honorary Doctorate of Humane Letters from the State University of New York
  • 1982 — Hollywood Walk of Fame Star
  • 1981 — Honorary Doctorate of Humanities from Glassboro State College
  • 1979 — Honorary Doctorate of Music from Howard University
  • 1978 — Bronze Medallion from New York City
  • 1976 — Honorary Doctorate of Humanities from Daniel Hale Williams University
  • 1975 — Honorary Doctorate of Music from Xavier University of Louisiana
  • 1974 — Honorary Doctorate of Fine Arts from Pepperdine University
  • 1968 — Papal Medal from Pope Paul VI
  • 1966 — George Frederick Handel Medal
  • 1957 — American Goodwill Ambassador by President Dwight D. Eisenhower
  • 1954 — Israel’s Statehood Award
Владелец страницы: нет