Раевский Александр Михайлович
Раевский Александр Михайлович
01.01.1957 — 30.08.2008

Раевский Александр Михайлович — Биография

Александр Михайлович Раевский (1 января 1957, Поставы, Витебская область, Белорусская ССР — 30 августа 2008, Тульская область, 149 км трассы M6 «Каспий») — Герой Российской Федерации (1995), заслуженный лётчик-испытатель России, полковник, начальник штаба ГЛИЦ им. Чкалова.

Александр Михайлович Раевский родился в городе Поставы Витебской области Белоруссии. В 1974 году окончил Минское суворовское военное училище и направлен на учёбу в Киевское высшее военное инженерное танковое училище. Но стремление к небу не покидало молодого курсанта и в 1975 году он добивается перевода в Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков. Уже к концу первого курса Раевский начинает свои первые полёты на учебном Аэро Л-29, затем Л-39, а на третьем курсе пересаживается на МиГ-21. Училище Раевский заканчивает в 1979 году, получив специализацию «Самолёты вертикального взлёта», что и послужило основанием для дальнейшего распределения.

Лейтенант Раевский направляется в морскую авиацию и с 1980 года начинает осваивать самолёт вертикального взлёта Як-38. Служит в единственном в Советском Союзе авиационном полку корабельной авиации на авианосцах «Минск» и «Новороссийск». За время службы совершил 234 посадки на палубу авианосцев, налетав на Як-38 в общей сложности 160 часов. Но служба в морской авиации не устраивает офицера по той причине, что налёт в ней (40-45 часов в год) в два-три раза меньше, чем в строевых частях.

На авианосцах «Минск» и «Новороссийск» Раевский участвовал в походах и боевых дежурствах и возвращался домой и через четыре, и через десять месяцев. Наряду с боевыми лётчиками походах участвовали и лётчики-испытатели. Посмотрев их работу, капитан Раевский принимает решение подать рапорт в Центр подготовки лётчиков-испытателей в Ахтубинске. Раевский оказывается единственным из всех абитуриентов лётчиком третьего класса, тогда как остальные имели класс не ниже первого. Но несмотря на это, после отбора из 48 кандидатов остаются лишь 9 человек, в том числе и Раевский.

В 1985 году Раевский заканчивает Центр подготовки лётчиков-испытателей и переходит на службу в Лётно-испытательный центр ВВС им. Чкалова. В начале 1990-х годов командование Военно-морского флота СССР начинает испытания нового типа палубных истребителей, цепляющихся при посадке за трос гаком. Для этого специально был построен ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», оборудованный трамплином для взлёта самолётов Су-27К и МиГ-29К. В 1990 году к испытаниям приступил и Александр Раевский и 28 августа того же года он первым из лётчиков совершает самостоятельную посадку на палубу на самолёте Су-27К. В период с 28 августа 1990 года по 28 сентября 1994 года он совершил 78 посадок на палубу авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», большая часть из них совершена с риском для жизни: в частности посадка в условиях плохой видимости, в другом случае с отказавшим навигационным оборудованием.

В 1992 году, на момент распада Советского Союза, Раевский проходил службу на Лётно-испытательном полигоне в Крыму. Категорически отказался принимать новую присягу и служить в Вооружённых силах Украины. С трудом перевёлся в Российскую армию, где получил назначение на должность старшего лётчика-испытателя ГЛИЦ им. В. П. Чкалова.

Проводил испытания различных самолётов и вертолётов, самолётов вертикального взлёта Як-38, палубной авиации Су-25УТГ, Су-27К. К 2004 году имел общий налёт более 2400 часов.

Указом Президента Российской Федерации от 17 августа 1995 года «за мужество и героизм, проявленные при испытании, доводке и освоении новой авиационной техники», полковнику Раевскому было присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда». Но вручена награда была только через год, когда Борис Ельцин прибыл с визитом в Волгоград и, заодно, Ахтубинск, где своих наград заждались лётчики-герои. По первоначальному сценарию, лётчики Раевский и Диордица должны были показать главе государстве высший пилотаж на истребителях Су-27 и МиГ-29 и, приземлившись, подъехать на них к Ельцину для получения наград. Однако, из соображений безопасности, после приземления решено было подъехать к президенту на истребителях только на расстояние 50 метров, а затем пересесть на машины.

В 2002 году Александр Раевский был удостоен звания «Заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации».

Любимое увлечение лётчика — горные лыжи.

30 августа 2008 года Александр Михайлович Раевский вместе с женой Людмилой Афанасьевной погиб в автомобильной катастрофе в Тульской области. Трагедия произошла на 149 км трассы М6 «Каспий» по дороге в Ахтубинск. Александр Раевский, ехавший на автомобиле «Волга», не справился с управлением, выехал на встречную полосу и столкнулся с автомобилем КАМАЗ (по другой версии — грузовым автомобилем Mercedes с дагестанскими номерами), после столкновения по касательной задел автомобиль ВАЗ-2112 Героя России Крицкого (следовавшего за Раевским). Лётчик и его жена скончались на месте, другие участники ДТП не пострадали. 2 сентября 2008 года Александр и Людмила Раевские были похоронены на Троекуровском кладбище в Москве. На церемонии прощания и похоронах присутствовали многие заслуженные лётчики, военные, руководители авиаконструкторских бюро.

Владелец страницы: нет
Поделиться