Расторгуев Виктор Леонидович
Расторгуев Виктор Леонидович
30.10.1910 — 16.08.1945

Расторгуев Виктор Леонидович — Биография

Виктор Леонидович Расторгуев — советский лётчик-испытатель. Погиб при испытании самолета с жидкостным реактивным двигателем.

Планеризм

В 1930 году из Саратова приехал на заработки в Крым. Работал шофёром.

В посёлке Коктебель познакомился с планеристами на горе Клементьева .

В 1931 окончил Высшую лётно-планерную школу в Коктебеле и остался в ней лётчиком-инструктором.

C 1933—1934 работает в саратовском аэроклубе.

В 1934г в составе воздушного поезда из двух планеров пролетел по маршруту Саратов-Москва.

В 1935г установил рекорд продолжительности полета на двухместном планере, продержавшись в воздухе 26 часов, 29 минут.

В 1936 г. совершает рекордный полет над морем. впервые прокладывает рейс из Крыма на материк через море.

С 1937 по 1939 был командиром планерного отряда Центрального аэроклуба.

Весной 1937 года на планере ГН-7 конструктора Г. Ф. Грошева совершил ряд полетов на дальность, которые официально зарегистрировали как мировые рекорды: 539 км а потом 602 км, 652 км. За эти достижения он был награждён орденом «Знак Почета»

Работа лётчиком-испытателем

С 1939 по 1941 работал лётчиком-испытателем в ЦАГИ.

Перед с другими летчиками испытателями участвовал в тестировании немецких боевых самолетов. Виктор Леонидович провел всесторонние испытания немецкого истребителя «Фокке-Вульф-190». Этот эпизод хорошо описан в книге летчика испытателя И. И. Шелеста «Лечу за мечтой»

С апреля 1941 по май 1945 работал в ЛИИ.

Летно Исследовательский институт был создан в марте 1941 году Начальником института был назначен летчик-испытатель, Герой Советского Союза М. М. Громов, активными организаторами института стали А. В. Чесалов, М. А. Тайц, В. С. Ведров, Н. С. Строев, Б. Н. Егоров, С. И. Турецкий. Институт был укомплектован летчиками-испытателями, переведенными из ЦАГИ. В их числе были: Ю. К, Станкевич, Н. С. Рыбко, Г. М. Шиянов, В. Л. Расторгуев, А. Н. Гринчик, М. Л. Галлай, И. И. Шелест. В начале войны институт был эвакуирован в Казань но к 1942 году все летчики вернулись в Жуковский.

В июле-августе 1941 года В. Л. Расторгуев участвовал в обороне Москвы. Но ни в одном из полётов не встретился с немецкими летчиками.

2 сентября 1941 года выполнил первый полёт и провёл испытания планеров и А-7. 18 августа 1942 года — ЛС. Самолёты Як-3ПД 3 октября 1944 года, Як-3 с ВК-108 — 19 декабря 1944 года, Як-3РД — 22 января 1945 года, Як-3Т — 24 января 1945 года.

Провёл испытания:ЛаГГ-3 на флаттер (1941); Як-3 на штопор (1944); Як-5 (1944); Як-8 (1944); Як-10 (1945).

Зарекомендовал себя как выдающийся специалист по плоскому штопору.

Расторгуев впервые в стране испытал на штопор двухмоторный пикирующий бомбардировщик Пе-2, а в 1943 году вместе с Алексеем Гринчиком провёл сложнейшие испытания истребителя Ла-5 на перевёрнутый штопор. Попав в такой штопор в воздушном бою из положения вверх колесами, молодые летчики покидали самолет. Результаты испытаний помогли на фронтах научиться усмирять сложные виды штопоров.

Марк Галлай в своей автобиографической книге «Испытано в небе» так написал о Викторе Леонидовиче:

— один из лучших, если не лучший мастер фигурного пилотажа из всех, которых я когда либо знал…

Испытания ЯК-3РД

В 1945 году перешёл на работу в ОКБ А. С. Яковлева. В эти годы отечественные КБ начали проводить активные разработки в области реактивной техники. В ОКБ А. С. Яковлева была разработана модификация Як-3РД с ЖРД РД-1 конструкции известного конструктора ракетных двигателей В. П. Глушко

15 августа, при испытаниях после нормального включения ЖРД через 10…15 с упала тяга при одновременном падении давления керосина. Спустя ещё несколько секунд кабина наполнилась брызгами и парами керосина, попавшими в лицо и глаза летчика, что крайне затруднило пилотирование. Летчик выключил РД и благополучно сел на Центральном аэродроме.

На земле комиссия обнаружила обрыв шунтовой трубки керосиновой магистрали высокого давления. Неисправность устранили.

Самолет планировали показать на параде в день авиации.

Но 16 августа 1945 года при выполнении испытательного полёта В. Л. Расторгуев погиб.

После включения ЖРД самолет набрал высоту 2500 и, сделал «площадку» и плавно перешёл в пикирование, угол которого стал постепенно увеличиваться. На пикировании, сначала почти отвесном, а у земли 45…50°, самолет врезался в землю у поселка Сокол (сейчас станция метро Сокол).

Этот эпизод хорошо описан в книге летчика испытателя В. И. Шелеста «Лечу за мечтой».

Причины гибели

Причину катастрофы установить не удалось В акте комиссии высказано предположение, что причиной катастрофы могла быть потеря летчиком способности управлять самолетом или поломка в системе управления рулем высоты.

Несколько расходится с этими версиями описание этого момента в мемуарах конструктора Евгения Адлера «Земля и небо». В своей книге он пишет:

«Подойдя к ангару, спрашиваю:

— Где Расторгуев? — В воздухе. — Шахурин был? — Нет, он поехал напрямую в Тушино. На крыше нашего ангара столпились люди. Забравшись туда, я увидел, как ярко-красный самолет, наш Як-3, на большой скорости промчался с факелом на хвосте, правее ангара и, продолжая снижаться, скрылся за домами и деревьями. Через несколько секунд он взмыл „свечкой“ над Тушино. — Ай, да Виктор! Вот дает! — раздались возгласы в группе стоящих на крыше. Высота, на глаз, с километр… полтора… два… Огненный факел погас, а из хвоста самолета стали периодически вылетать хлопья беловатых дымков. — Ну, ещё, вот это да! — продолжались реплики на крыше. Неужели они не видят, что дело плохо, — думаю я. Наконец, совершенно потеряв скорость, самолет нехотя перевернулся носом вниз и, снова её набирая, перешёл в отвесное пике, затем в отрицательное, далее продолжая пикировать, стал очень вяло снова входить в пикирование с положительным углом… — Прыгай! — кричу я, не владея собой. — Прыгай!!!

Видим взрыв, столб чёрного дыма…»

Также не совпадает с официальной версией рассказ летчика-испытателя Тарощина Л. И.:

« -К вечеру дело было. Виктор Расторгуев собирался уже домой уезжать. Как был, в костюмчике, решил сделать контрольный полёт. Сел в машину, взлетел, — а там лопнула керосиновая труба. Жидкость была — керосин и азотная кислота — и его всего искупало керосином. Он вернулся домой уже вечером, в комбинезоне. Мы жили в домах рядом, он пришёл ко мне и говорит: „Отвези меня утром на машине на станцию. А то я в комбинезоне“. Я говорю: „Хорошо“, и в 6 утра его повез. В этот день должна быть репетиция, и он мне говорит: „Убьёт он меня на этом старье“. Так и получилось. Если вчера лопнула керосиновая труба, то сегодня лопнула с азотной кислотой. А она удушающая. Я такое попробовал: в хвосте выключаешь, оттуда сразу тянет. Страшная вещь эта азотная кислота: И так Виктор в районе „Сокола“ летел, летел, летел в землю, и погиб……..»

Владелец страницы: нет
Поделиться