Машков Иван Павлович

Машков Иван Павлович — Биография

Ива́н Па́влович Машко́в (урожд. Иван Михайлович Соколов-Евдокимов; 13 января 1867, Трубетчино — 13 августа 1945, Москва) — русский, советский архитектор, реставратор, просветитель, исследователь древнерусского зодчества.

Большинство построек Машкова принадлежит к псевдорусскому стилю и неоклассицизму, но наиболее известен он постройкой в стиле модерн — доходным домом М. В. Сокол на Кузнецком Мосту в Москве и реставрацией таких святынь, как Смоленский собор Новодевичьего монастыря и Успенский собор в Кремле. Кавалер Ордена Святого Станислава второй степени, Герой Труда.

Происхождение и ранние годы

Родился в селе Трубетчино Тамбовской губернии (ныне Липецкая область). Сын деревенского кузнеца Михаила Евдокимовича Соколова-Евдокимова и его жены Евфимии Денисовны.

В 3-х летнем возрасте потерял родителей и был вместе с другими детьми Соколовых-Евдокимовых перевезён в Липецк к родной тётке, едва сводившей концы с концами. В 1875 году тётка отдала Ивана на усыновление в липецкую семью Павла Карповича и Наталии Ефимовны Машковых. П. К. Машков был выходцем из мещан и начинал приказчиком в небольшом мануфактурном магазине, а впоследствии, выкупив этот магазин, стал купцом II гильдии. В 1878—1879 годах приёмный отец тяжело заболел и был вынужден продать свой магазин для погашения кредитов, а вскоре скончался; Наталия Ефимовна с приёмным сыном, после сравнительно обеспеченной жизни, вынуждены были существовать на весьма скромные средства. Большое влияние на воспитание Ивана и выбор его будущей профессии оказал брат приёмной матери, Алексей Ефимович Андреев, который служил землемером и учителем рисования и чистописания в Уездном училище, а также исполнял обязанности липецкого городского архитектора. Андреев после смерти приёмного отца взял Ивана к себе помощником, научил его чертить и снимать с натуры планы местности и составлять оценки для страхования недвижимого имущества.

В 1881 году Наталия Ефимовна собрала последние оставшиеся средства и, по совету брата, отвезла приёмного сына в Москву для поступления в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Осенью того же года 14-летний Иван выдержал экзамен и был принят сразу в головной класс училища. Сразу же после поступления в МУЖВЗ И. Машкова приютила жившая при училище семья бывшего письмоводителя Ионова, в которой также квартировали сыновья академика живописи К. Трутовского.

В те годы в училище преподавали архитекторы А. С. Каминский, К. М. Быковский, А. П. Попов, художники А. К. Саврасов, Д. Н. Прянишников, В. Г. Перов. Одновременно с Машковым на разных отделениях училища учились К. А. Коровин, И. И. Левитан, А. Архипов, А. С. Голубкина, К. Ф. Юон и другие. За проект на тему «Губернское собрание», выполненный в 1885 году по классу архитектуры под руководством А. С. Каминского, Машков был награждён Малой серебряной медалью. Каминский тепло относился к Машкову, называл его любимым учеником.

В 1886 году он окончил МУЖВЗ с Большой серебряной медалью за проект на тему «Почтампт» и званием классного художника архитектуры с правом производства строительных работ. Факт получения полноценной строительной лицензии в 19 лет — уникален для российской архитектурной школы (обычно, путь от поступления в МУЖВЗ до получения лицензии занимал 10-15 лет). После окончания МУЖВЗ Машков начал преподавать перспективу в Училище изящных искусств А. О. Гунста.

Начало деятельности

После окончания МУЖВЗ Машков поступил помощником в мастерскую работавшего в Москве венского архитектора Августа Вебера, которая была создана специально для проектирования и наблюдения за строительством нового южного крыла Политехнического музея. В мастерской Вебера Машков познакомился с архитектором Н. А. Шохиным — автором центральной части музея и директором его Архитектурного отдела. Позднее Машков помогал Шохину в организации отдела и много сотрудничал с ним в ходе архитектурной практики.

В 1885—1888 годах Машков работал помощником К. М. Быковского на проектировании и строительстве Университетских клиник на Девичьем Поле. Вместе с ним у Быковского в то время работали С. У. Соловьёв, А. Ф. Мейснер, П. Ф. Красовский, М. М. Черкасов и другие начинающие архитекторы. В те же годы Машков сотрудничал с архитекторами братьями Дмитрием и Михаилом Чичаговыми; принял участие в строительстве зданий Московской городской думы и театра Корша.

В 1889—1890 годах архитектор жил в Липецке, где самостоятельно спроектировал и построил две школы, больницу и тюремную церковь (ныне действующий Никольский храм). Вернувшись в Москву, Машков приобрёл собственную практику, строил преимущественно в псевдорусском стиле небольшие сооружения — дом Братолюбивого общества, Дом трудолюбия имени Горбовых и ряд других. В 1888 году вступил в Московское архитектурное общество (МАО), активным членом которого он оставался до закрытия общества в 1932 году. В 1889 году по предложению Н. А. Шохина он вошёл в состав архитектурно-художественной и строительной комиссии Политехнического музея, а уже в следующем году стал заместителем Шохина по Архитектурному отделу. В 1899 году Иван Машков женился на Анне Николаевне Гранау — сироте, воспитывавшейся в семье почётного гражданина Москвы А. Моженского.

Зрелые годы

С 1890 по 1913 годы состоял архитектором Братолюбивого Общества снабжения в Москве неимущих квартирами. Многие его работы этого времени выполнены по заказу благотворительных заведений, что исключало «архитектурные излишества»; единственное и излюбленное украшение его домов той эпохи — абрамцевская майолика. С 1895 года служил архитектором Московской городской управы, ведая в разные годы застройкой Лефортовской, Мещанской и Басманной частей Москвы. В 1895 году Машков стал членом-корреспондентом Императорского Московского археологического общества (ИМАО), в 1898 году был избран действительным членом Общества, а вскоре стал его Учёным секретарём и товарищем (заместителем) председателя. В ИМАО он возглавлял Комиссию по сохранению древних памятников, занимался исследовательской работой, самостоятельно участвовал в реставрации ряда старинных построек, являлся бессменным редактором «Древностей» — сборника трудов Общества, в котором была опубликована большая часть научных работ Машкова. С 1894 по 1907 годы преподавал курс теней и перспективы в МУЖВЗ.

В возрасте 36 лет Машков спроектировал и приступил к постройке доходного дома М. В. Сокол на Кузнецком Мосту. «Сокол» уникален не только в жизни Машкова, но и в московской архитектуре в целом — это, вероятно, единственный дом Москвы, построенный в стиле Венского сецессиона (см. также творчество И. А. Иванова-Шица, развившего собственную версию этого стиля). Золочёная крыша и кованые украшения этого дома (впоследствии утраченные) — заимствованы у Отто Вагнера, при этом здание — традиционно московское, и при постройке составляло единый ансамбль с расположенной в двух кварталах гостиницей «Метрополь». Майоликовая мозаика c изображением буревестника, летящего над волнами, была выполнена Н. Н. Сапуновым (Мир Искусства), и казалась одновременно и цитатой из Максима Горького, и отражением чайки, украшавшей завершённый в том же году Ф. О. Шехтелем Московский художественный театр (одновременно «Сокол» — и имя хозяйки дома, и память о родителях архитектора). В 1895—1917 годах И. П. Машков служил главным архитектором Московской городской управы.

  • Доходный дом М. В. Сокол
  • Доходный дом М. В. Сокол, фрагмент
  • Доходный дом М. В. Сокол, аттик
  • Особняк Е. М. Паутынской на Малой Дмитровке

После революции 1905 года, когда публика отвернулась от модерна, Машков, как и многие современники, перешёл в лагерь неоклассиков. Два его наиболее известных здания той поры — городской ломбард (1911—1915, Большая Бронная улица, 23) и доходный дом Ю. П. Эггерс (1913—1914, улица Россолимо, 4) — выполнены в строгом петербургском стиле. Тогда же, Машков реализовал свой крупнейший проект — неоклассическую Преображенскую психиатрическую больницу (ныне больница имени П. Б. Ганнушкина). В 1908 году И. П. Машков спроектировал архитектурную часть памятника первопечатнику Ивану Фёдорову (скульптор С. М. Волнухин).

В 1908—1933 — заведующий архитектурным отделом Политехнического музея (предшественник нынешнего Музея Архитектуры). Самостоятельно написал и издал десятки книг и пособий по архитектуре, в том числе один из лучших путеводителей по Москве (1895 и 1913). В 1913 году И. П. Машков получил должность надворного советника.

Несмотря на свою деятельность по охране памятников, Машков был сторонником строительства небоскрёбов в Москве и в 1913 году предложил к постройке проект 13-этажной башни на Тверской, заблокированный городской думой.

Советский период

В октябре 1917 года Машков — заместитель главного архитектора города Москвы — сохранил за собой этот пост и некоторое время исполнял обязанности главного архитектора города, занимаясь в основном ремонтами обветшавшего городского хозяйства. После 1918 года И. П. Машков служил старшим архитектором отдела проектирования Моссовета, участвовал в разработке первого Генерального плана развития «Новая Москва». В 1929 году Машков и скульптор Н. А. Андреев создали памятник А. Н. Островскому у Малого театра. В течение всех двадцатых-тридцатых годов Машков продолжал документировать московскую старину (нередко — накануне сноса), и отреставрировал Пашков дом, тогда ещё известный как Румянцевский музей.

В 1934—1937 годах преподавал архитектуру в МАРХИ, с 1935 года и до конца жизни возглавлял кафедру архитектуры в Вечернем Строительном институте имени Моссовета. В 1937 году удостоен звания Героя Труда (по статуту 1927 года). В 1945-м, последнем году жизни, вновь реставрировал Смоленский собор Новодевичьего монастыря. Похоронен на Новодевичьем кладбище, могила архитектора является объектом культурного наследия регионального значения. Книга Машкова о Новодевичьем монастыре издана посмертно в 1949 году.

Владелец страницы: нет
Поделиться