Максакова Мария Петровна
Максакова Мария Петровна

Максакова Мария Петровна — Биография

Мария Петровна Макса́кова (26 марта (8 апреля) 1902, Астрахань, — 11 августа 1974, Москва) — советская российская оперная певица (меццо-сопрано), педагог. Народная артистка СССР (1971).

Мария Максакова родилась в семье служащего, саратовского мещанина Петра Васильевича Сидорова (1862—1906) и астраханской мещанки Беляевой, отец которой происходил из крестьян Слободского уезда Вятской губернии.

Пела в церковном хоре, затем училась вокалу в Астраханском музыкальном училище у В. Н. Бородина. В 1919 году в Красном Яру состоялся дебют семнадцатилетней певицы, она исполнила партию Ольги в опере «Евгений Онегин» П. И. Чайковского. Становление Максаковой как певицы происходило в Астраханском театре оперы, (ныне — Астраханский государственный театр оперы и балета), под руководством мужа и учителя М. К. Максакова.

В 1923 году М. П. Максакова вместе с мужем переехала в Москву.

В 1923—1924 и вновь в 1928—1953 — солистка Большого театра. В 1925—1927 была солисткой Ленинградского театра оперы и балета.

С. Я. Лемешев оставил интересные воспоминания о московском дебюте Максаковой (партия Амнерис в «Аиде» Дж. Верди). Среди прочего, Лемешев отмечает:

Уже тогда Максакова поразила нас особым вниманием к слову. У неё была не просто отчетливая и ясная дикция, а истинно драматическая выразительность фразы, наполненная внутренним борением страсти и ревности.

За 30 лет сценической деятельности было спето множество центральных партий, лучшими из которых стали: Кармен; Марфа в «Хованщине»; Марина Мнишек в «Борисе Годунове»; Любаша в «Царской невесте»; Весна в «Снегурочке»; Ортруда в вагнеровском «Лоэнгрине».

Положение Максаковой несколько пошатнулось в годы репрессий. Дочь певицы Людмила Максакова впоследствии рассказывала:

Мужа моей мамы (он был послом в Польше) забрали ночью и увели. Больше она его никогда не видела. И так было у многих <…> После того как посадили и расстреляли мужа, она жила под дамокловым мечом, ведь это был придворный театр Сталина. Как в нём могла находиться певица с такой биографией? Её и балерину Марину Семёнову хотели отправить в ссылку. Но тут война началась, мама уехала в Астрахань, и дело как будто забылось…

Партии в операх Мусоргского принесли певице две Сталинские премии. Судя по сохранившимся грамзаписям, Марина и Марфа Максаковой были несомненными и в своём роде неповторимыми исполнительскими шедеврами.

В 1938—1941 годах Максакова участвовала в спектаклях Государственного ансамбля оперы под руководством И. С. Козловского.

В концертном репертуаре певицы — романсы П. И. Чайковского, вокальные циклы Р. Шумана, произведения советских композиторов, русские народные песни. Часто выступала с Русским народным оркестром им. Н. П. Осипова.

Максакова преподавала вокальное искусство в ГИТИСе, где являлась доцентом, возглавляла Народную певческую школу в Москве, участвовала в жюри многих всесоюзных и международных соревнований вокалистов, занималась публицистикой. Оставила воспоминания.

Умерла 11 августа 1974 года. Похоронена в Москве на Введенском кладбище.

Семья

Первый муж и учитель — известный еще до революции баритон и музыкальный деятель Максимилиан Карлович Максаков.

Второй муж — дипломат и агент внешней разведки Я. Х. Давтян (Давыдов) — был репрессирован в 1937 году.

Дочь — Народная артистка РСФСР, актриса Людмила Васильевна Максакова, а внучка (и тёзка) — Мария Петровна Максакова — также стала оперной певицей..