Мэннок Эдвард Коррингхэм
Мэннок Эдвард Коррингхэм
24.05.1887 — 26.07.1918

Мэннок Эдвард Коррингхэм — Биография

Эдвард Коррингхэм Мэннок (англ. Mannock Edward Corringham по прозвищу Мик англ. Mick; 1887—1918) — самый известный и результативный лётчик-ас военно-воздушных сил Великобритании во время Первой мировой войны.

Точных данных по времени и месту рождения Эдварда Мэннока нет. Согласно наиболее значимым исследованиям, он родился 24 мая 1887 года или 21 мая 1888 года. Относительно места рождения Эдварда существуют три основных варианта: Баллинколлиг в графстве Корк (Ирландия), Олдершот в Хэмпшире и Брайтон в Восточном Суссексе (Англия). Эдвард был третьим ребёнком в семье Эдварда и Юлии Коррингхэм, при этом мать Эдварда Мэннока была англичанкой, а отец шотландцем. Эдвард Коррингхэм был капралом Британской армии (не исключено, что Королевского полка Шотландских драгун), после отставки в 1891 году взял фамилию Мэннок.

В 1893 году Эдвард-старший снова поступил на службу и был отправлен в Индию, куда и переехал с семьей из Лондона (на тот момент у Юлии и Эдварда было уже четверо детей). Согласно легенде, в Индии десятилетний Эдвард Мэннок перенёс тяжелую болезнь приведшую к временной слепоте и ослаблению зрения в дальнейшем (считается, что ас Мэннок был слеп на один глаз). Когда Эдварду Мэнноку было 12—13 лет, семья вернулась в Британию. Желая помочь семье (предположительно к этому времени, отец Эдварда много пил и бросил семью), Мэннок устраивается на работу (продавцом, подмастерьем на заводе), в возрасте 20 лет — вступает в Лейбористскую партию.

В 1912 году Эдвард с братом устраиваются клерками в Национальную телефонную компанию, и в начале 1914 года Эдвард Мэннок, уже дослужившийся до техника, отправляется по контракту в Константинополь. После начала Первой мировой, когда осенью 1914 года Османская империя объявила войну Великобритании, Эдвард, как и все другие мужчины с британским гражданством, попал в тюрьму. В связи с ухудшением здоровья, Эдвард был признан не пригодным к военной службе и отпущен на свободу в апреле 1915 года.

Становление лётчиком

По возвращению домой, Эдвард Мэннок записался в Королевский армейский медицинский корпус (англ. Royal Army Medical Corps), но уже 1 апреля 1916 года подал рапорт и был зачислен в инженерные войска (англ. Royal Engineers), откуда в августе перевёлся в Королевский лётный корпус. В ноябре 1916 года, после успешного прохождения курса и сдачи экзаменов, Мэннок был направлен на подготовку в 10-ю учебную экскадрилью (англ. Joyce Green Reserve Squadron), а 31 марта 1917 года 29-летний Мик Мэннок прибыл во Францию, в расположение 40-й эскадрильи Королевских военно-воздушных сил Великобритании (англ. No. 40 Squadron RAF) под командованием Альберта Болла.

В составе 40-й эскадрильи Мэннок воевал на истребитель-бипланах Nieuport 17. Первый боевой вылет Мика состоялся 7 апреля, однако первый контакт с противником для Мэннока прошёл неудачно, он испугался и нарушил строй. 7 мая 1917 года Мик Мэннок одержал свою первую победу, сбив разведывательный аэростат. К июлю на счёт Мэннока добавились ещё четыре сбитых самолёта противника, и Эдвард был удостоен Военного креста.

Ас-истребитель

В конце июля Мик Мэннок был назначен командиром одной из групп, что дало ему возможность реализовывать свои идеи для повышения эффективности групповой тактики воздушного боя. 12 августа 1917 года Мэннок сбил свой 6-й самолёт — Albatros D.III, пилотом которого оказался немецкий ас Йоахим фон Бертраб (англ. Joachim von Bertrab) из эскадрильи Jasta 30, на счёту которого был пять сбитых самолётов. К концу сентября за Миком Мэнноком числились 15 сбитых самолётов противника, и в октябре он получил звание капитана и планку к Военному кресту

К концу 1917 года эскадрилья была переформирована, на смену Ньюпортам (которые составляли слабую конкуренцию немецким истребителям) пришли истребители S.E.5 . Свой последний самолёт в составе 40-й эскадрильи (20-й по счёту) Мэннок сбил 1 января 1918 года, после чего получил новое назначение в Лондоне.

74-я эскадрилья

В феврале 1918 года Эдвард Мэннок был назначен командиром звена А (лидирующего) в только что созданной 74-й эскадрилье (англ. No. 74 Squadron RAF) под командованием майора Кейта Колдвелла (англ. Keith Caldwell). Эскадрилья активно готовилась к переброске во Францию, что и было осуществленно в конце марта. Продолжая летать на S.E.5, в апреле 1918 года Мик сбил 21-й самолёт, а в мае практически удвоил свой персональный счёт, сбив 11 истребителей Pfalz D.III, 8 Albatros D.V и один Fokker Dr.I, и был удостоен ордена «За выдающиеся заслуги», первою планку к которому (то есть второй орден) он получил уже спустя две недели. 6 июня Мик сбил свой первый Fokker D.VII, а к середине месяца счёт Мэннока составил 52 победы.

По воспоминаниям сослуживцев по звену и эскадрилье, Мэннок часто бывал жесток с экипажами сбитых самолётов. Так служивший под его началом лётчик-ас Джеймс Айра Джонс (англ. James Ira Thomas Jones), написавший первую биографию Мэннока, вспоминал как Мик расстрелял из пулёмета экипаж подбитого Albatros С, мотивируя это тем, что свиней лучше убивать, чем брать в плен (англ. The swines are better dead — no prisoners). Так же была отмечена новоя фобия Мэннока: после того как на его глазах в самолёте заживо сгорел один из его учеников, Мик начал брать с собой револьвер, чтобы в случае возгорания застрелиться (парашютов тогда у британцев не было).

84-я эскадрилья

18 июня 1918 года Эдвард Мэннок вновь вернулся в Великобританию, где получил назначение на должность командира 85-й эскадрильи (англ. No. 85 Squadron RAF). Мик вступил в должность 3 июля, и затем снова отбыл во Францию. Что примечательно, Мэннок сменил на этой должности канадского аса Уильяма Бишопа, который так же является самым результативным лётчиком Британской империи (Мэнноку в основном приписывают 61 или 73 победы, в первом случае Бишоп находится на первом месте, а во втором, с разницей в 1 победу, на втором).

С назначением у Мэннока отпала необходимость лично водить подчинённых в атаку, однако Мик продолжал совершать боевые вылеты (несмотря на то, что страх сгореть в собственном самолете только усилился) и к 22 июля достиг 60 побед.

Последний вылет

26 июля 1918 года Мэннок предложил помочь недавно прибывшему лейтенанту Дональду Инглису (англ. Donald C. Inglis) одержать его первую победу (Иглис уже летал в составе эскадрильи, но сбить пока никого не сумел). Мэннок обнаружил вражеский рекогносцировщик LVG C.II (или DFW C.I), который был успешно сбит после совместной атаки.

Возвращаясь обратно, Мэннок и Инглис слишком снизились и во время пересечения линии фронта, были обстреляны германскими солдатами из стрелкового оружия (по другой версии Мэннок, нарушив правила, слишком снизился, чтобы проверить обломки сбитого рекогносцировщика, и его самолёт задело взрывом). Во время обстрела был повреждён двигатель S.E.5 Мэннока и сам он, возможно, тоже был ранен. Самолёт накренился влево и стал падать.

Согласно легенде, тело Мика Мэннока было найдено немцами (в 250 метрах от места крушения, с чего были сделаны выводы, что Мэннок попытался выпрыгнуть из самолёта, хотя и носил с собой револьвер) и похоронено, однако доказательств этому нет.

Владелец страницы: нет
Поделиться