Бондаренко Илья Евграфович
Бондаренко Илья Евграфович

Бондаренко Илья Евграфович — Биография

Илья́ Евгра́фович Бондаре́нко (6 июля 1870, Уфа — 21 июля 1947, Москва) — русский и советский архитектор, реставратор, теоретик архитектуры и искусствовед. В 1906—1917, после выхода указа Об укреплении начал веротерпимости — стал ведущим архитектором старообрядческого храмостроения. Творческий почерк Бондаренко — лаконичное соединение эстетики северного модерна и стилизованной архитектуры русского Севера, развитие абрамцевского стиля 1890-х гг. После 1917 года сосредоточился на музейной деятельности, защите и реставрации памятников архитектуры.

Начало карьеры

И. Е. Бондаренко родился в Уфе 6 (18 июля) 1870 года. Отец архитектора — Евграф Львович — уфимский мещанин, лавочник, выбившийся в купцы второй гильдии. Мать, Александра Ивановна, занималась домашним хозяйством. «Подсолнечное — прихоть, бараньи котлеты только в праздничные дни, а белый хлеб — баловство… Ситцевая рубаха была событием», — вспоминал Бондаренко о своем детстве. Поначалу отец хотел приучить сына к торговле, однако эти попытки оказались неудачными; с семи лет Илья стал брать уроки рисования у местного художника, а в 1880 году поступил в уфимскую классическую мужскую гимназию. Учился Бондаренко прилежно, однако поведение имел скверное. У преподавателя рисования познакомился с художником Н. И. Бобиром, сосланным в Уфу и служившим там в должности заместителя городского архитектора.

По совету Бобира в 1887 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в класс архитектура А. С. Каминского. Одновременно с обучением в МУЖВЗ, начал работать в архитектурной мастерской Каминского, где принял участие в выполнении ряда проектов. Не завершив обучения, покинул училище в 1891 году, так как ему угрожал арест за революционную деятельность. Сначала скрывался в Уфе, затем уехал за границу. В 1894 году окончил Строительное отделение Высшей политехнической школы в Цюрихе. Во время обучения познакомился с купцом И. А. Морозовым, по заказам которого выполнил несколько орнаментальных рисунков по тканям

После окончания учёбы вернулся в Москву, где с осени 1894 года работал в строительной конторе Московского Купеческого Общества, руководил строительством здания Духовной консистории на Мясницкой улице по проекту архитектора В. Г. Сретенского. Некоторое время работал в архитектурной мастерской А. Е. Вебера. В то время архитектор Ф. О. Шехтель, получивший ряд крупных заказов, искал помощника, «знающего русский стиль и умеющего хорошо рисовать». По рекомендации одного из лучших в Москве мраморщиков Кутырина, Шехтель пригласил в 1895 году Бондаренко в свою архитектурную мастерскую. И. Е. Бондаренко работал помощником Шехтеля около двух лет — до 1896 года, принял участие в ряде проектов, наблюдал за строительством построек приуроченной к коронационным торжествам Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. Шехтель оказал заметное влияние на формирование собственного художественного стиля Бондаренко; Илья Евграфович позднее высоко оценивал полученный в эти годы опыт проектирования и строительной практики.

С 1895 года Бондаренко занялся глубоким изучением русского искусства в коллекциях Императорского Российского исторического музея и музея П. И. Щукина. В 1896 году вошел в круг организованной С. И. Мамонтовым художественной колонии в Абрамцеве. В 1897—1898 годах по заказу Мамонтова перестроил здание театра Солодовникова, где открылась Частная русская опера. Для её постановок Бондаренко выполнил ряд декораций по эскизам М. А. Врубеля. В 1898—1899 годах он сотрудничал с принадлежащим Мамонтову гончарным заводом «Абрамцево», выстроил для него ряд производственных и жилых строений. Впоследствии керамика этого завода станет излюбленным материалом Бондаренко: почти все построенные храмы он украсит абрамцевской майоликой, которая будет играть в них основную художественную роль. Сотрудничество с мамонтовским кружком помогло Бондаренко получить заказ на проектирование по эскизам художника К. А. Коровина павильона Русского Кустарного отдела на Всемирной выставке 1900 года в Париже. В архитектуре павильона были использованы образы национальной русской архитектуры, которые отражали впечатления Бондаренко и Коровина от путешествий по Русскому Северу и Поволжью. Построенный павильон стал первым зрелым образцом нового направления модерна — неорусского стиля. В дальнейшем неорусский стиль станет основным в архитектурном творчестве И. Е. Бондаренко.

В 1900—1905 годах Бондаренко состоял архитектором Иверской Общины сестёр милосердия Красного Креста, для которой построил общежитие, амбулаторию и другие здания. В 1902 году он принял активное участие в московской выставке Архитектуры и художественной промышленности Нового стиля: вместе с И. А. Фоминым и рядом других архитекторов вошёл в Комитет выставки, а также представил созданные по его эскизам предметы мебели, деревянные резные изделия и живописный фриз. Выставка имела успех у публики и способствовала широкому внедрению модерна в московскую архитектурную практику.

В 1902—1904 годах И. Е. Бондаренко строит школу и магазин (нынешний ЦУМ) в Иванове, принимает участие в ряде архитектурных конкурсов.

Архитектор старообрядчества

17 (30) апреля 1905 года царское правительство отменяет запрет на строительство старообрядческих храмов. За день до выхода указа «Об укреплении начал веротерпимости» император Николай II разрешил распечатать алтари старообрядческих храмов Рогожского кладбища, ранее закрытых для верующих. Старообрядческие общины ответили массовыми ходатайствами о разрешении на постройку новых храмов.

Бондаренко строит первую старообрядческую церковь в московском Токмаковом переулке в 1907 по заказу Второй Московской общины Поморского брачного согласия. За этим последовала череда заказов от различных общин староверов:

  • 1906—1910 — храм свт. Захарии и Евдокии, Ногинск — Богородской общины Белокриницкого согласия
  • 1906—1911 — Покровская церковь, Малый Гавриков переулок, Москва — Рогожской общины Белокриницкого согласия
  • 1907—1910 — Успенская церковь, 4-я Рогожская улица (Малый Рогожский переулок), Москва
  • 1908 — перестройка храма первой Рогожской общины, Переведеновский переулок], Москва
  • 1900-е — старообрядческий храм при фабрике Кузнецова, Конаково
  • 1900-е — старообрядческий храм, с. Кузнецы, Павловский Посад
  • 1910—1912 — храм Никольско-Рогожской общины, Вековая улица, Москва
  • 1910 — Часовня над могилою А. Я. Полякова,
  • 1911—1912 — перестройка храма Поморского согласия, Орехово-Зуево

В Шуе Бондаренко строит собор для официальной православной церкви; в Иванове — перестраивает православную Крестовоздвиженскую церковь.

Мастер северного модерна, Бондаренко — знаток московского ампира, популяризатор и защитник наследия классицизма, участник юбилейных выставок в память войны 1812 года. Бондаренко — автор трудов по истории творчества М. Ф. Казакова, Доменико Жилярди, А. Г. Григорьева.

Советский период

Несмотря на связь с церковью, Бондаренко нашел место в советской иерархии, начиная с момента переезда Совнаркома в Москву. В 1919 он возвращается в Уфу, организует первый уфимский театр и первый музей (ныне Башкирский государственный художественный музей имени М. В. Нестерова; Бондаренко и Нестеров были старыми друзьями).

С 1921 вновь в Москве. Участвовал в постройках Сельскохозяйственной выставки 1923, консультировал различные органы в Москве и Ленинграде.

В 1926, с началом подъёма строительства, Бондаренко вновь востребован как практический архитектор. Работает главным архитектором Исторического музея в Москве, затем, до 1939 — архитектор в структурах Моссовета и Мосэнерго. Его работы в архитектуре советского периода связаны с расширением и перестройкой исторических зданий:

  • Надстройка здания Московской Консерватории (1932—1933)
  • Пристройки к Третьяковской галерее (1933—1934)
  • Расширение музея имени Бахрушина (1937—1938)
  • Надстройка зданий Мосэнерго на Раушской набережной

В 1943—1944 годах Бондаренко работал главным архитектором Ваганьковского и Армянского кладбищ, стал автором ряда мемориальных построек и надгробных памятников на их территориях. Во время войны вёл активную просветительскую деятельность: в 1942—1946 годах он прочитал для находившихся в госпиталях раненых около 100 лекций, большую часть которых посвятил истории московской архитектуры. Несмотря на преклонный возраст, Бондаренко, обладающий большим практическим опытом и глубокими познаниями в истории архитектуры, нередко выезжал в освобождённые от фашистов города, где занимался осмотром и фиксацией разрушенных памятников, давал консультации по их восстановлению; после освобождения Твери он в 1945—1946 годах участвовал в восстановлении казаковского Путевого дворца.

И. Е. Бондаренко скончался в Москве 21 июля 1947 года. Прах архитектора захоронен в колумбарии Нового Донского кладбища.

Владелец страницы: нет
Поделиться