Пельтцер Татьяна Ивановна
Пельтцер Татьяна Ивановна
06.06.1904 — 16.07.1992

Пельтцер Татьяна Ивановна — Биография

Татьяна Ивановна Пе́льтцер (24 мая (6 июня) 1904 — 16 июля 1992) — советская российская актриса театра и кино, Народная артистка СССР (1972). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951).

Т. И. Пельтцер родилась 24 мая (6 июня) 1904 года в Москве. По отцовской линии, семья Пельтцер происходила из обрусевших немцев. Основатель династии, Наполеон Пельтцер, в 1821 году девятнадцатилетним юношей пришёл пешком в Россию из Рейнской области. Отец — Иоганн Робертович (Иван Романович) Пельтцер был актёром и всю жизнь называл себя Иваном Романовичем. Мать — еврейка, дочь казённого раввина Киева.

Была заядлой курильщицей, предпочитала сигареты «Мальборо». Обожала преферанс. Многие отмечают, что Татьяна Ивановна была очень темпераментным игроком, была готова играть всегда, даже на последние деньги, очень строго подходила к выбору партнёра по игре, такой чести удостаивались только уважаемые ею люди.

В 1950 году окончила Университет марксизма-ленинизма. Член КПСС с 1956 года. Была депутатом райсовета и Моссовета.

Первые шаги на сцене

Актёрскому мастерству Татьяна училась у своего отца, который ставил её первые спектакли. На сцену она впервые вышла в девять лет в спектакле «Камо грядеши» по Г. Сенкевичу в роли Авдия, в труппе Н. Н. Синельникова в Екатеринославле. А за следующую актёрскую работу — в «Дворянском гнезде» — она впервые получила гонорар. В одиннадцать лет блистает в роли Серёжи в спектакле «Анна Каренина», но её путь на сцену не был лёгким: актрисой она стала без актёрского образования. С 1916 года — «актриса по найму» в антрепризе Н. Н. Синельникова.

Начало актёрской карьеры

Профессиональную актёрскую деятельность Пельтцер начала в 1920 году в Передвижном театре Политуправления. В дальнейшем служила в театрах Нахичевани (1920—1921), Ейска, Военно-Морского флота (1921—1922), театра Комедии (бывший Театр Корша) (1922—1923) в Москве.

В 1923 году была принята в труппу Театра МГСПС (ныне Театр имени Моссовета), но вскоре исключена с формулировкой «за профнепригодность» и некоторое время она подрабатывала машинисткой.

В 1927 году Татьяна Пельтцер вышла замуж за молодого немецкого коммуниста и философа Ганса Тейблера и в 1930 году уехала с мужем в Берлин, где работала машинисткой в торговом представительстве СССР. Известный режиссёр Эрвин Пискатор, узнав, что молодая жена Ганса Татьяна Тейблер — театральная актриса, пригласил её в свою постановку «Инги» (по А. Г. Глебову). Благополучная, обеспеченная жизнь вне России оказалась всё же не для неё. Несмотря на отсутствие бытовых трудностей, языкового барьера, Пельтцер развелась с мужем и вернулась в Москву, где вернула себе фамилию Пельтцер; но хорошие отношения они с Гансом поддерживали всю оставшуюся жизнь.

В 1931 году вновь стала актрисой Театра имени Моссовета.

С 1934 года — машинистка на заводе АМО, где главным инженером работал её брат Александр, трёхкратный рекордсмен СССР в автомобильных гонках.

С 1936 года — актриса Ярославского драматического театра имени Ф. Г. Волкова; с 1937 года — Московского областного колхозно-совхозного театра в Москве.

В 1938 году вернулась в Театр имени Моссовета.

Московский театр миниатюр

С 1940 года Татьяна Пельтцер служила в Московском театре миниатюр, где наконец раскрылся её талант. Она играла почти всё — скетчи, сценки, вела концерты, заявила о себе как острохарактерная актриса в ролях банщиц, молочниц, нянек и т. д. Много позже, когда Пельтцер уже служила в «Ленкоме», М. А. Захаров в одном из интервью, говоря об актёрах, которые вокруг себя на сцене создают особую ауру, способны захватить и «держать зал», как Михаил Чехов, заметил : «Из наших, безусловно, Татьяна Ивановна Пельтцер».

В 1946—1947 годах — актриса Театра-студии киноактёра (отыграла один сезон в спектакле «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренева, режиссёр Н. С. Плотников)

Театр Сатиры

В 1947 — 1977 годах Татьяна Пельтцер служила в Московском театре Сатиры.

Настоящая, всенародная известность пришла с выходом экранизации киноверсии спектакля Театра Сатиры «Свадьба с приданым», поставленного Б. И. Равенских. После роли в фильме «Солдат Иван Бровкин» она получила эпитет «мать русского солдата», и в следующем фильме о Бровкине её роль переписывается специально, чтобы стать одной из основных в фильме.

Роли

  • 1947 — «Человек с того света» В. А. Дыховичного, М. Р. Слободского (режиссёр Э. Б. Краснянский) — Клавдия Павловна, жена Матвеева
  • 1948 — «Вас вызывает Таймыр» А. А. Галича и К. Ф. Исаева (режиссёр А. А. Гончаров) — дежурная по 13-му этажу
  • 1948 — «Остров мира» Е. П. Петрова (режиссёр Э. Б. Краснянский) — миссис Джекобс
  • 1949 — «Кто виноват?» Георгия Мдивани. Режиссёр Э. Б. Краснянский — Маслова
  • 1950 — «Свадьба с приданым» Н. М. Дьяконова; режиссёр Б. И. Равенских — Лукерья Васильевна Похлёбкина
  • 1950 — «Не ваше дело» В. С. Полякова Режиссёр В. Н. Плучек — Мама
  • 1952 — «Пролитая чаша» Ван Шифу Режиссёр Н. В. Петров, В. Н. Плучека — Цю, вдова министра
  • 1952 — «Личная жизнь» К.Я. Финна Режиссёр Ю.П. Егорова, Г.С. Победоносцева — Татьяна Игнатьевна Филимонова
  • 1955 — «Чужой ребенок» В. В. Шкваркина Режиссёр О. П. Солюс — Караулова
  • 1957 — «А был ли Иван Иванович?» Назыма Хикмета Режиссёр В. Н. Плучек — Анна
  • 1958 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Манефа
  • 1960 — «Слепое счастье» А. Ю. Кузнецова, Г. Г. Штайна Режиссёр О. П. Солюс — Евдокия
  • 1961 — «Яблоко раздора» М. Бирюкова Режиссёр В. Н. Плучек — Дудукалка
  • 1962 — «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу. Режиссёр В. Н. Плучек — няня Гинесс
  • 1966 — «Старая дева» И. В. Штока; режиссёр А. Б. Шатрин — Прасковья Дмитриевна
  • 1967 — «Интервенция» Л.И Славина; режиссёр В. Н. Плучек — мадам Ксидиас
  • 1967 — «Доходное место» (А. Н. Островский); режиссёр М. А. Захаров — Кукушкина
  • 1968 — «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»; режиссёр С. Мишулин — Фрекен Бок
  • 1969 — «Безумный день или женитьба Фигаро» Бомарше; Режиссёр В.Н. Плучек — Марселина
  • 1970 — «У времени в плену» А. Штейна Режиссёр В.Н. Плучек — мать Скитальца морей
  • 1970 — «Проснись и пой» М. Дьярфаша; режиссёр М. А. Захаров — тётя Тони
  • 1971 — «Темп-1929» по произведениям Н. Ф. Погодина; режиссёр М. А. Захаров — Софья
  • 1972 — «Мамаша Кураж и её дети» Б. Брехта; режиссёр М. А. Захаров — Мамаша Кураж
  • 1973 — «Маленькие комедии большого дома» А.М. Арканова, Г.И. Горина Режиссёры - А.А. Ширвиндт, А.А. Миронов

Театр «Ленком»

В феврале 1977 года Пельтцер, после скандала с главным режиссёром театра Валентином Плучеком, перешла в Театр им. Ленинского комсомола. Переход был связан с Марком Захаровым, именно в его спектаклях, поставленных в Театре Сатиры, она «создавала поле», «держала зал». В Ленкоме актриса работала почти до самого последнего дня своей жизни.

Один из последних спектаклей с участием Пельтцер — «Поминальная молитва», где актриса играла практически без слов (сказывалась ужасная для актёра болезнь — потеря памяти), а реплики за неё говорил Александр Абдулов. Несмотря на это, публика её обожала. Каждый выход Татьяны Ивановны на сцену сопровождался овациями и продолжительными аплодисментами зрительного зала.

Роли

  • 1974 — «Тиль» Г. Горина по роману Ш. де Костера; Режиссёр М.А. Захаров — Старуха Стивен
  • 1975 — «Иванов» А. П. Чехова Режиссёр М.А. Захаров — Авдотья Назаровна, старуха с неопределенною профессией
  • 1977 — «Мои Надежды» М. Ф. Шатрова Режиссёр М.А. Захаров — Тетя Надя Бурыгина, бывшая ткачиха
  • 1977 — «Хория» («Именем Земли и Солнца») И. Друцэ Режиссёр М.А. Захаров — Тетушка Арвира, школьная уборщица
  • 1978 — «Революционный этюд» М. Ф. Шатрова Режиссёр М.А. Захаров (совместно с Ю. А. Махаевым) — Клара Цеткин
  • 1985 — «Три девушки в голубом» Л. С. Петрушевской Режиссёр М.А. Захаров — Фёдоровна
  • 1985 — «Встречи на Сретенке» Вяч. Кондратьева - Режиссёр Черняховский Гарий Маркович — Тётя Варя
  • 1986 — «Диктатура совести» М. Ф. Шатрова Режиссёр М.А. Захаров — Н. К. Крупская
  • 1987 — «Царь-Рыба» В. Астафьева, С. Коковкина - Режиссёр Черняховский Гарий Маркович — Царь-Рыба
  • 1989 — «Мудрец» («На всякого мудреца довольно простоты») А. Н. Островского — Манефа
  • 1989 — «Поминальная молитва» Г. И. Горина; Режиссёр М.А. Захаров — Берта
Владелец страницы: нет
Поделиться