Трефилова Вера Александровна
Трефилова Вера Александровна

Трефилова Вера Александровна — Биография

Ве́ра Алекса́ндровна Трефи́лова (в некоторых источниках Иванова; 8 октября 1875, Владикавказ — 11 июля 1943, Париж) — русская балетная танцовщица и педагог.

Вера Трефилова родилась в артистической семье. Мать Н. П. Трефилова, унтер-офицерская вдова, была драматической актрисой, в браке не состояла. Крестной стала выдающаяся драматическая актриса М. Г. Савина.

Помимо того, что источники дают балерине ещё фамилию Иванова, она носила ещё три фамилии по своим мужьям: по 1-му мужу — Бутлер, по 2-му — Соловьева, по 3-му — Светлова.

В 1894 году закончила Петербургское театральное училище, педагоги Екатерина Вазем и Павел Гердт, и сразу была принята на сцену в императорский Мариинский театр в кордебалет с обещанием, что через несколько лет она займет амплуа солистки — что и произошло в 1906 году после того, как она, уже работая на сцене, продолжала брать уроки, её преподавателями были: Катарина Беретта, Энрико Чеккетти, Мори в Париже, Евгения Соколова, Николай Легат. В 1898 году на премьере «Дочери микадо» балетмейстера Л. И. Иванова она заменила Екатерину Гельцер, но выход прошел неудачно, оставив балерину ещё на несколько лет в кордебалете. Тем не менее в небольших сольных партиях она выступала. А перейдя, наконец, в солистки, уже уверенно чувствовала себя в сложных первых партиях.

Трефилова была приверженцем классического балета, отрицая новаторство. Но зато стала мастером академического балета. Пресса отмечала: «Трефилова — одна из последних классических балерин дофокинского балета. Ее танец не ослеплял виртуозной бравурностью, но привлекал законченной гармоничностью, тщательной отделкой каждого движения, мягкой и пластичной кантиленой, выразительной скульптурностью поз».

Критик Валериан Светлов писал о ней: «Мы увидели в ней настоящую, вполне готовую балерину, и притом недюжинную, а интересную, пластичную, грациозную, с богато развитой техникой и даже виртуозностью классического танца. Что особенно ценно в ней — это полнейшее взаимодействие рук, ног и корпуса: все в гармонии, ничто не режет глаз, ни одного фальшивого движения, ни одной неоконченной позы». Через некоторое время критик стал третьим и последним супругом балерины.

В Мариинском театре В. Трефилова проработала 1894—1910 годы.

Среди её партий:

  • «Спящая красавица» — фея Серебра
  • «Жизель» — вставное pas de deux в 1-м акте
  • «Лебединое озеро» — танец маленьких лебедей
  • 1894 — «Пробуждение Флоры», композитор Риккардо Дриго, балетмейстеры Мариус Петипа, Лев Иванов — Амур (Эрмитажный театр, затем Мариинский театр)
  • 1898 — «Ацис и Галатея», композитор К.Кавос, балетмейстер Л. Иванов — сначала небольшая партия: Амур, затем: Гименея (первая сольная партия; Оксфордский словарь называет другую дату этой постановки: 1896)
  • 1900 — «Времена года» А. К. Глазунова, по хореографии М.Петипа — Град
  • «Баядерка» танец «Ману»
  • «Привал кавалерии» — Тереза
  • «Коппелия» — Сванильда
  • 1902 — «Дон Кихот», постановка А. Горского — Китри
  • 1902 — «Ручей» — Наида
  • 1903 — «Фея кукол», балетмейстеры Н. Легат и С. Легат — Кукла-японка
  • 1903 — «Гарлемский тюльпан» — Эмма
  • «Наяда и рыбак» — Джанина
  • 1904 — «Спящая красавица» — Аврора
  • 1907 — «Красный цветок», балетмейстер Н. Г. Легат
  • 1907 — «Ночь Терпсихоры», балетмейстер М. М. Фокин
  • 1910 — «Лебединое озеро» — Одетта — Одиллия

Личная жизнь балерины оказалась более бурной, чем творческая. Первый муж А. Бутлер, сын сенатора, был пьяницей и картежником, и брак долго не просуществовал. В бытность Соловьевой она была женой Николая Васильевича Соловьева, сына миллионера, и проживала в шикарном особняке (после революции новая власть приспособила помещение под поликлинику), но богатый муж требовал ухода балерины со сцены, и она согласилась, тем более, что закулисная обстановка в театре была сложна и полна склок и интриг, в этот год у нее не сложились отношения с танцором и балетным режиссёром Н.Сергеевым, будущим главным режиссёром балетной труппы театра, который явно травил её. 24 января 1910, станцевав в «Лебедином озере», она покинула императорскую сцену; а после смерти мужа в 1915 году попробовала себя в драматической роли в петербургском Михайловском театре. Кроме того по смерти мужа она продолжила издавать его журнал «Русский библиофил», но с издательской деятельностью не справилась и забросила его. Следующий брак произошел в 1916 году — новым мужем стал балетный критик, редактор журнала «Нива» Валериан Светлов; на следующий год разразилась революция, и они уехали в Париж, где балерина открыла свою балетную школу. Среди ее учеников: Нина Вырубова, Марина Светлова, Мэри Скипинг (Mary Skeaping), Мари Бикнелл (Mari Bicknell).

В 1921 году она получила приглашение от Дягилева исполнить партию Авроры в Лондонской постановке «Спящей красавицы».

В 1921—1926 гг. (с перерывами) танцевала в «Русском балете» Дягилева, исполняя главные партии в балетах «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Видение розы». Последний раз она танцевала за рубежом в 1926 году у Дягилева. Больше на сцену не выходила.

Скончалась в Париже во время войны 11 июля 1943 года.

Владелец страницы: нет
Поделиться