Сид Барретт
Сид Барретт
06.01.1946 — 07.07.2006

Сид Барретт — Биография

Сид Барретт (англ. Syd Barrett, настоящее имя Роджер Кит Барретт, англ. Roger Keith Barrett; 6 января 1946 — 7 июля 2006) — английский музыкант, поэт, композитор, художник, основатель рок-группы Pink Floyd, один из родоначальников психоделического направления в рок-музыке и одна из самых загадочных её фигур. Барретт является автором названия «Pink Floyd», а также большинства раннего материала группы, включая первые синглы и первый альбом — The Piper at the Gates of Dawn, он был основным творцом, идеологом и вдохновителем музыкального и стилистического направления ансамбля. Ошеломляющий успех, бешеный гастрольный ритм и употребление наркотиков (ЛСД, Mandrax) привели к нервным срывам, неспособности к дальнейшей концертной деятельности и, как следствие, уходу из группы. В результате на второй альбом группы A Saucerful of Secrets попала лишь одна его песня, а его место занял Дэвид Гилмор.

Барретт активно занимался музыкальным творчеством в течение десяти лет: помимо работы с Pink Floyd, в 1969 он начал сольную карьеру с издания сингла Octopus, далее последовал дебютный диск — The Madcap Laughs (1970), который был записан в течение одного года с четырьмя разными продюсерами (Питером Дженнером (англ.)русск., Малкольмом Джонсом, Дэвидом Гилмором и Роджером Уотерсом). Спустя два месяца после издания пластинки Барретт начал работать над своим вторым и последним альбомом, Barrett (при участии бывших коллег — Дэвида Гилмора и Ричарда Райта), который был издан в конце 1970 года. В 1988 году был издан альбом Opel, содержащий невыпущенные песни и демозаписи, он вышел на лейбле EMI с одобрения самого музыканта.

Инновационная гитарная техника Барретта, исследования экспериментальных методов, использование диссонанса, искажения сигнала и фидбэка в своем творчестве оказали огромное влияние на широкий круг исполнителей от Дэвида Боуи до Брайана Ино и Джимми Пейджа, также он оставил свой след среди художников. В своей пост-музыкальной жизни Барретт продолжал заниматься живописью и посвятил себя садоводству, он вел затворнический образ жизни и больше никогда не возвращался в шоу-бизнес. Он умер в 2006 году. Начиная с 1980 года был написан ряд его биографий, а Pink Floyd посвятили ему несколько своих работ, в первую очередь композицию «Shine On You Crazy Diamond».

Детство и юность

Роджер Барретт родился в Кембридже, в семье среднего класса, которая проживала на Глиссон-роад. Он был третьим из пятерых детей. Его отец, Артур Макс Барретт (англ.)русск., был выдающимся патологоанатомом, доподлинно известно, что он являлся родственником Элизабет Гаррет Андерсон. Макс был членом кембриджской филармонии, любил классическую музыку и играл на фортепиано, и он и его жена, Уинифред, поощряли интерес Роджера к музыке. Изредка практикуясь на фортепиано, юный Баррет больше предпочитал письмо и рисование, он получил гавайскую гитару примерно в 10 лет, в 11 ему подарили банджо, в 14 — акустическую гитару Hofner. Спустя год он приобрел электрогитару и сконструировал свой собственный усилитель. Как и его старшие братья, Барретт посещал школу Morley Memorial Junior School, где ему преподавала мать Роджера Уотерса, Мэри. С 1957 года он начал учиться в Кембриджширской школе для мальчиков с самим Роджером.

Его отец скончался от рака 11 декабря 1961 года, менее чем за месяц до 16-летия Барретта. В этот день Сид оставил страницу в своем дневнике пустой, с тех пор он не написал в нём ни слова. К тому времени его братья и сестры съехали из дома, и мать Сида решила сдавать комнаты квартирантам, однажды их постояльцем был будущий премьер-министр Японии. Желая помочь сыну оправиться от своего горя, мать Барретта поощряла группу в которой он играл — Geoff Mott and The Mottoes. Коллектив был сформирован Сидом и они часто выступали в гостиной его дома. Уотерс, с которым Барретт были друзьями детства, часто посещал такие концерты. Он даже организовал один, на котором выступал Сид — CND Бенефис в Friends meeting house (англ.)русск., 11 марта 1962 года. Однако, вскоре после этого концерта Geoff Mott and The Mottoes распались, так-как Джефф Мотт (второй основатель) присоединился к группе The Boston Crabs. В сентябре 1962 года Барретт поступил в Кембриджский колледж искусств и технологий (англ.)русск. на художественный факультет. Именно здесь он познакомился с Дэвидом Гилмором, для Барретта он был известен как «Фред» (Fred). В течение зимы 1962 года и начала 1963, Сид увлекся музыкой The Beatles, которая оказала сильное влияние на юного музыканта. «Ураган, парень, вот что это» — сказал он своему школьному товарищу (и позднее, дизайнеру альбомов Pink Floyd) Сторму Торгерсону. Некоторое время Барретт стал исполнять песни The Beatles на вечеринках и пикниках.

Существует распространенная легенда о том, как Барретт получил прозвище «Сид» в 14 лет: эта версия ссылается на престарелого джазового контрабасиста Сида «Бита» Барретта (Sid «the beat» Barrett), который был также из Кембриджа, Роджер изменил правописание прозвища (на «Syd»), чтобы дифференцировать себя от известного тёзки. Тем не менее, когда ему было 13, его одноклассники прозвали его «Сидом», после того как он появился на скаутских сборах в плоской кепке, вместо своего скаутского берета: прозвище «Сид» было намёком на выходца из «рабочего класса», так как было именем этой социальной группы. Барретт использовал оба имени поочередно в течение нескольких лет, однако, его сестра Розмари заявляла: «Мы никогда не звали его Сидом дома. Он никогда не одобрял этого».

В 1963 году Барретт стал поклонником The Rolling Stones, Сид и его девушка Либби Госден были на их концерте, когда группа выступала в сельском клубе в Кембриджшире. После шоу, Барретт побеседовал с Миком Джаггером, в баре. Именно в этот период, он начал писать собственные песни; один друг вспоминал как Сид читал ему текст «Effervescing Elephant» (позже, эта песня появилась на его сольном альбоме Barrett). Также, в это время, Барретт и Гилмор иногда давали совместные акустические концерты. В течение лета, Барретт играл на басу в группе Those Without, и на гитаре в The Hollerin' Blues, следующим летом. В 1964 году, Барретт и Госден посетили выступление Боба Дилана. Это шоу вдохновило Барретта написать песню «Bob Dylan Blues». Тем не менее, Барретт стал задумываться о своем будущем, и решил поступить в Колледж Искусств (англ.)русск. в Лондоне. Собеседование должно было состояться в тот же день, когда Битлы давали концерт в Кембридже. Несмотря на желание попасть на концерт, Сид пошёл на собеседование и был принят. В колледже он начал изучать живопись.

Pink Floyd (1965—1968)

В период с 1964 по 1965 год, группа, позднее известная как Pink Floyd, поменяла несколько названий, так они были: The Abdabs, «The Screaming Abdabs», Leonard's Lodgers, Spectrum Five, Sigma 6 и The Meggadeaths. Барретт присоединился к ним в 1965 году, когда они именовались The Tea Set («Чайный сервиз») (иногда записывались как Т-Set). Именно Барретт придумал название Sound Pink Floyd (также известное как Pink Floyd Blues Band, позже сокращенное до Pink Floyd), когда им пришлось выступать с одноимённой группой. Он создал название Pink Floyd, соединив имена Пинка Андерсона (англ.)русск. и Флойда Каунсила (англ.)русск., о которых он прочитал на конверте пластинки Пола Оливера (англ.)русск. Blind Boy Fuller 1962 года (Philips BBL-7512): «Кёрли Вивер (англ.)русск. и Фред Макмаллен, (…) Пинк Андерсон или Флойд Кункил — они были некоторыми среди многочисленных блюзменов, которых можно было услышать в холмистой местности Пидмонта, или блуждая вдоль рек через лесистые долины». Кроме того, Барретт использовал «Пинк и Флойд» в качестве имён для своих кошек. Шутки ради, Барретт рассказывал историю, что это название было подсказано инопланетянами, которые прилетели на летающей тарелке, когда он сидел на Холме Святого Михаила.

В 1965 году они впервые отправились в студию, после того как друг Ричарда Райта предоставил группе возможность бесплатной записи. Они записали кавер-версию Слима Харпо (англ.)русск. «I’m a King Bee», и три песни Барретта: «Double O Bo», «Butterfly» и «Lucy Leave». «Double O Bo» и «Lucy Leave» сохранились как ацетатные грампластинки. В это время, Барретт переехал на Ирлхэм-стрит в Ковент Гарден. На новом месте он познакомился (среди прочих) с Питером Уин Уилсоном (англ. Peter Wynne Wilson) и Сьюзи Гоулер-Райт (англ. Susie Gawler-Wrigh) по прозвищу «Психоделическая Дебютантка», позднее она занималась освещением концертов Pink Floyd. Летом 1965 года, у Барретта начался роман с Линдси Корнер. Именно этим летом, в саду своего друга Дэйв Гейла, Барретт впервые попробовал ЛСД, в компании Йена Мура и Сторма Торгерсона. Под эффектом кислоты, Барретт положил апельсин, сливы и коробок спичек в угол, он пристально смотрел на фрукты, которые, как он утверждал, символизировали «Венеру и Юпитера». Позже, Торгерсон использовал этот образ, добавив ранее перечисленное на обложку двойного альбома Syd Barrett (англ.)русск. — сборника сольных работ Баррета.

В августе 1965 года Барретт (без группы) отправился в Сан-Тропе вместе со своими друзьями из Кембриджа, они путешествовали на автомобиле Land Rover, и встретились с Гилмором в конце пути. Там, Барретт и Гилмор были арестованы за исполнение на улице песен «ливерпульской четверки». Позже, они добрались до Парижа, где неделю жили в кемпинге за пределами города, и посетили одну из достопримечательностей французской столицы — Лувр. После возвращения в Лондон, вся группа подсела на кислоту. Однажды экспериментируя с наркотиком, Барретт и его друг, Поль Шарье (англ. Paul Charrier), очнулись в ванне (после продолжительного трипа), приговаривая: «Никаких правил, никаких правил». Тем же летом, группа заинтересовалась сикхской сектой «Сант мат (англ.)русск.», как следствие продолжавшегося употребления наркотиков. Сторм Торгерсон (в то время проживающий на Ирлхэм-стрит), и Барретт остановились в лондонской гостинице, чтобы встретится с гуру секты; Торгерсону удалось присоединиться к сантам, а Барретту было отказано, его сочли слишком молодым. Торгерсон считал это событие очень важным моментом в жизни Барретта, он оставил глубокий отпечаток в его душе, так-как Сид был сильно расстроен отказом. Проживая в непосредственной близости от своих друзей, Барретт решил написать больше песен (композиция «Bike» была написана примерно в это время).

Лондонский андеграунд

В начале своего творческого пути Pink Floyd исполняли кавер-версии американских ритм-н-блюзовых композиций (в том же ключе, как и их современники — The Rolling Stones, The Yardbirds и The Kinks), однако, к 1966 они выработали свой собственный стиль — импровизационный рок-н-ролл, который вобрал в себя элементы из импровизационного джаза и британского поп-рока, который пропагандировали The Beatles. К тому моменту, когда Боб Клозе (был вторым гитаристом) ушёл из группы, остальным участникам было ясно, что их музыкальное направление меняется. Однако, изменение не было мгновенным, сначала появилось больше импровизаций на гитарах и клавишных. Ник Мэйсон так отзывался о переменах: «Я всегда ощущал, что большинство идей в то время исходило от Сида». Барретт много музицировал в своем жилище на Ирлхэм-стрит, он неоднократно играл произведения из: дебютных альбомов групп Love и The Fugs (англ.)русск., пластинки Freak Out! группы The Mothers of Invention Фрэнка Заппы, и битловского Revolver. Все эти альбомы были связаны между собой прото-психоделическим стилем, именно он стал ориентиром творчества Барретта, так же, как ритм-н-блюз ранее. Например, мелодия песни «Interstellar Overdrive» (включенная в сет-лист группы с осени), была вдохновлена риффом из «My Little Red Book», а структура композиции «Pow R. Toc H.» была вдохновлена саундом из Freak Out! Заппы и «Eight Miles High» группы The Byrds. Кроме того, песня «Sunny Afternoon» группы The Kinks, оказала весомое влияние на лирический стиль Барретта.

В этот период, литературный интерес Барретта, включал (среди прочего): «Сказки братьев Гримм», книги Толкина — «Хоббит» и «Властелин колец», «Учение Дона Хуана» Карлоса Кастанеды и «Книга Перемен», что отразилось на фэнтезийной тематике некоторых его текстов. В течение этого периода, Барретт написал большинство песен для первого альбома Pink Floyd, и также песни, которые позже появятся на его сольных пластинках. В 1966 году, в Лондоне открылся новый рок-клуб UFO (название произносили как «you-foe»; «ты-враг»), он быстро стал приютом для британской психоделической музыки. Этот клуб стал домашней площадкой для Pink Floyd, и группа была его самой популярной достопримечательностью. Даже после появлений конкурирующего заведения — клуба The Roundhouse, Pink Floyd оставались самой популярной музыкальной группой так называемого «Лондонского андеграунда» — психоделической музыкальной сцены.

Blackhill Enterprises

К концу 1966 года, Pink Floyd получили надежную команду менеджеров — Эндрю Кинга (англ.)русск. и Питера Дженнера (англ.)русск.. В октябре, Кинг, Дженнер и Pink Floyd основали компанию Blackhill Enterprises (англ.)русск., чтобы управлять финансами группы. Также, в неё позвали постояльцев Дженнера (в качестве первых клиентов), проживающих в его доме на Эдбрук-роуд, среди них был сосед по квартире Барретта, Питера Винн Уилсон (который стал роуд-менеджером группы, однако, так-как у него было больше опыта в освещении, он также был ассистентом осветителя). Кинг и Дженнер хотели подготовить некоторые демонстрационные записи, дабы попытаться заключить контракт с звукозаписывающей компанией. 31 октября, они зарезервировали студию Thompson Private Recording Studio в Хемел-Хемпстед (англ.)русск., чтобы группа могла записала материал. Среди записанных демо были: «I Get Stoned» (или «Stoned Alone»), «Let’s Roll Another One», «Lucy Leave» и 15-ти минутная версия «Interstellar Overdrive». Кинг вспоминал о той сессии: «Тогда я впервые понял, что они собираются написать весь свой собственный материал для дебютного альбома, Сид просто превратился в автора песен, буквально за ночь».

Кинг и Дженнер подружились с американским эмигрантом Джо Бойдом, промоутером клуба UFO, который сделал себе имя, как один из влиятельнейших предпринимателей на британской музыкальной сцене. Брайан Моррисон (англ.)русск. (владелец агентства по продажам билетов) и Бойд предложили группе записать материал с лучшим качеством звука, для демонстрации музыкальным лейблам. В ноябре, с подачи агентства Моррисона, группа впервые дала концерт за пределами Лондона. 18 ноября, группа выступила на первом (из многих) концерте со странным названием: Philadelic Music for Simian Hominids (Психоделическая музыка для обезьяноподобных гуманоидов), мультимедийном мероприятие состоявшимся в Колледже искусств Хорнси (англ.)русск.. Следующей ночью, они играли в Техническом колледже Кентербери, с 15-футовой фигурой Будды сделанной из фольги, позади группы. Это выступление привлекло большое внимание прессы. Группа продолжала выступать в лондонской школе, в течение следующих двух недель, прежде, чем они отыграли шоу «Психоделия против Яна Смита», состоявшееся в клубе Roundhouse 3 декабря. Затем, Pink Floyd выступили на благотворительном вечере компании Оксфэм в Альберт-Холле (самая большая площадка для группы, на тот момент).

Владелец страницы: нет
Поделиться