Попов Андрей Алексеевич
Попов Андрей Алексеевич

Попов Андрей Алексеевич — Биография

Андре́й Алексе́евич Попо́в (12 апреля 1918, Кострома, — 10 июня 1983, Москва) — советский российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, педагог. Лауреат Сталинской премии (1950). Народный артист СССР (1965)

Андрей Попов родился в семье театрального режиссёра Алексея Дмитриевича Попова.

В 1939 году окончил студию при Центральном театре Красной Армии (ЦТСА). В 1940 году был принят в труппу ЦТСА, который в то время возглавлял его отец А. Д. Попов.

В следующие 23 года Андрей Попов выходил на сцену во многих постановках театра. Среди его работ этого времени роли в спектаклях: «Копилка» (1945), «Степь широкая» (1949), «Ревизор» (1951), «Мой друг» (1957), «Последняя остановка» (1957), «Барабанщица» (1959), «Яков Богомолов» (1962), «Океан» (1961). В 1960 году Алексей Дмитриевич Попов был вынужден уйти с поста главного режиссёра театра на пенсию, к этому привел ряд разногласий с руководящими органами Главного политического управления, в подчинении которого находился театр. Через год Алексей Дмитриевич скончался. В 1961—1963 годах обязанности главного режиссёра исполнял А. Л. Дунаев, а затем театр возглавил Андрей Попов.

Андрей Попов руководил ЦТСА до 1974 года. В это время он продолжал выходить на сцену в спектаклях «Свет далекой звезды» и «Трудные годы», осуществил ряд постановок: «Камешки на ладони» А. Салынского, «Бранденбургские ворота» М. Светлова, «Неизвестный солдат» А. Рыбакова — по мнению критиков, добротные, но весьма скромные работы. Среди поставленных им спектаклей также были и музыкальные: героическая комедия «Ринальдо идет в бой» Горинеи и Джованнини и сказка «Солдат и Ева» Е. Борисовой (совместная постановка с А. Муатом) — именно в жанре музыкального спектакля Андрею Попову удалось проявить себя, как театральному режиссёру.

Андрей Попов собрал вокруг себя плеяду талантливых режиссёров, в театре работали Д. В. Тункель, Б. В. Эрин, Н. А. Мокин, М. М. Буткевич. М. О. Кнебель в эти годы поставила в ЦТСА три спектакля. В середине 1960-х годов ведущим режиссёром стал ученик А. Д. Попова и М. О. Кнебель Леонид Хейфец.

В 1966 Хейфец поставил ставший знаменитым спектакль «Смерть Иоанна Грозного» по трагедии А. К. Толстого, в котором Попов сыграл, возможно, свою лучшую театральную роль — царя Иоанна Грозного. Спектакль стал настоящим событием театральной и культурной жизни Москвы, над этой ролью Андрей Попов продолжал работать всю жизнь, даже после ухода из Театра Советской армии. Вслед за Иоанном Грозным последовали удачные работы Попова в постановках «Часовщик и курица» И. Кочерги, «Влюблённый лев» Ш. Дилени. Необходимо выделить его работу в спектакле «Элегия», где актёр предстал в образе классика русской литературы И. С. Тургенева.

В 1966 году подписал письмо 25-ти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина.

Чеховские персонажи — Епиходов в спектакле «Вишнёвый сад» (постановка М. О. Кнебель, 1965) и Войницкий в «Дяде Ване» (постановка Л. Е. Хейфеца, 1970), сыгранные Поповым, стали залогом последующих его успехов в пьесах Чехова уже на другой сцене.

В 1968 году Андрей Попов начал преподавать в ГИТИСе, с 1973 года — профессор

Последней крупной ролью Андрея Попова на сцене ЦТСА стала роль старшины Васкова в спектакле «А зори здесь тихие». К 1973 году атмосфера в театре вновь оказалась неприемлемой для дальнейшей работы — диктат военного руководства не способствовал творческому самовыражению артистов и постановщиков, и Андрей Попов покинул театр, которому отдал 35 лет жизни.

В 1974 году Андрей Алексеевич стал актёром Московского Художественного театра. На мхатовской сцене он дебютиовал в 1975 году в роли Галилея в спектакле «Жизнь Галилея» по пьесе Бертольта Брехта.

Среди ролей, сыгранных им во МХАТе, Лебедев в «Иванове» (1976) и Сорин в «Чайке» (1980) А. П. Чехова, Лоншаков в «Обратной связи» А. Гельмана (1977), Кушак в «Утиной охоте» А. Вампилова (1979). Особенно органичен был Андрей Попов в чеховских ролях; Ростислав Плятт отзывался о нём так: «Андрей Алексеевич, конечно, был идеальным исполнителем чеховских ролей, но для меня он был по сути своей ещё и чеховским человеком». Его Сорина в «Чайке», поставленной Олегом Ефремовым, К. Рудницкий назвал «небольшим актёрским шедевром»: «Артист ненавязчиво, мягко давал нам понять, что вечно заспанный, всклокоченный старик Сорин с юношеским жаром влюблён в Заречную. Эта любовь тютчевская: в ней и блаженство, и безнадёжность. Она приносит с собой вопреки видимой дряхлости Сорина весеннюю свежесть восприятий, детский интерес ко всему окружающему, способность — пусть через силу, пусть слабея день ото дня и час от часу — волноваться и за Нину, и за Треплева».

В 1976 году Андрей Попов, не покидая МХАТ, возглавил Театр им. К. С. Станиславского, находившийся в кризисе, вызванном частой сменой главных режиссёров и слабостью художественного руководства. Андрей Алексеевич пригласил в этот театр своих учеников — Анатолия Васильева, Бориса Морозова и Иосифа Райхельгауза. Борис Морозов поставил пьесу «Сирано де Бержерак», Анатолий Васильев — «Вассу Железнову» и «Взрослую дочь молодого человека», именно с этими постановками принято связывать прорыв в творческой жизни Театра им. Станиславского. Однако «удержать» театр Попову не удалось. По разным причинам из театра были вынуждены уйти Райхельгауз, Морозов и Васильев, — не сумев отстоять их от нажима партийного руководства, Андрей Попов 1979 году отказался от руководства театром.

В кинематографе Андрей Попов дебютировал ещё в 1930 году в небольшой роли в фильме «Крупная неприятность». Среди его работ в кино можно выделить: Новиков (Палата, 1965), Адамов (Седьмой спутник, 1968), Логунов (Укрощение огня, 1972), Крымов (Повесть о человеческом сердце, 1976). Отдельного упоминания заслуживают его роли в экранизациях классики: Дюковский в «Шведской спичке» Чехова, ростовщик в фильме «Кроткая» (1960) по рассказу Достоевского, Назанский «Поединке» Куприна (1957); герои У. Шекспира — Яго (Отелло, 1955) и Петручио (Укрощение строптивой, 1961). Одна из самых значительных киноработ Попова — слуга Захар (Несколько дней из жизни И. И. Обломова, 1980) в экранизация Никиты Михалкова знаменитого романа И. А. Гончарова. Андрею Попову был близок жанр водевиля, например, в фильме «Сватовство гусара» (1979), он исполняет роль старого отца-скряги, поёт куплеты и танцует.

Кроме работы в театре и кино, артист участвовал в дубляже иностранных фильмов, практически создавая заново образ своего героя (персонаж Бурвиля в фильме «Большая прогулка»).

Также Андрей Попов принимал участие в записи радиоспектаклей: «Белый Бим Чёрное Ухо» Гавриила Троепольского, в роли Ивана Ивановича (в 5-ти частях), «Бывшие люди» М. Горького, в роли Учителя, «Забытые свидетели» Ги де Мопассана, в роли Спутника старой дамы (по мотивам рассказов), «Великий помор» Н. А. Равича, в роли М. В. Ломоносова, «Мой друг» Н. Ф. Погодина, в роли Григория Гая и другие спектакли. Также у радиомикрофона Адреем Поповым были прочитаны рассказы А. П. Чехова, Ивана Бунина, Константина Паустовского.

Последней незавершённой работой Андрея Попова стала роль короля Лира, в постановке одного из его любимых учеников Анатолия Васильева. Спектакль специально создавался для Андрея Алексеевича, специально для него был заказан новый перевод трагедии, артист много и с удовольствием репетировал, но неожиданная его смерть 10 июня 1983 года перечеркнула эти планы — спектакль не состоялся.

Андрей Алексеевич Попов похоронен на Введенском кладбище в Москве.

Владелец страницы: нет
Поделиться