Гессен Сергей Иосифович
Гессен Сергей Иосифович

Гессен Сергей Иосифович — Биография

Серге́й Ио́сифович Ге́ссен (польск. Sergius Hessen; 16 (28) августа 1887, Усть-Сысольск — 2 июня 1950, Лодзь) — русский философ-неокантианец, педагог, правовед, публицист, соредактор журнала «Логос».

Родился в семье ссыльного юриста Иосифа Сауловича (впоследствии Владимировича) Гессена, который смог усыновить ребёнка только в 1894 году после принятия православия. Воспитывался отцом и приёмной матерью Анной Исааковной Блюменфельд.

С 1917 по 1921 заведовал кафедрой педагогики на историко-филологическом факультете Томского государственного университета. В 1921 вернулся в Петроград, в 1922 г. эмигрировал в Прагу. С 1935 преподавал в Варшаве, а после войны — в Лодзи, где был профессором истории педагогики Университета Лодзи.

Гессен соединяет принципы трансцендентализма с диалектическим методом, позволяющим связать независимые группы понятий. Допуская плюрализм в систематике понятий, Гессен утверждает, что подлинная иерархия понятий необходимо должна быть синтезом монизма и плюрализма на основе предложенного им диалектического «метода полноты», в соответствии с которым синтез частного и общего есть конкретность понятий, а их взаимная разъединенность — абстрактность. Метод полноты позволяет преодолеть умаление конкретности и диалектически развернуть монизм в плюрализм. Эмпирический субъект — это лишь возможность личности, сама личность созидается только через работу над сверхличными задачами и через приобщение к миру «сверхличных» трансцендентальных ценностей. Свобода предполагается в силу независимости духовной основы личности от эмпирической сферы, поэтому начало свободы в человеке трансцендентально. Свобода обнаруживается не как эмпирический факт, а как цель, волевое намерение. В соответствии с этим можно выделить ценности, которые воплощают в себе цели или задания. Они выступают в качестве культурных ценностей, выражаясь в практически реализуемых ценностях человеческой жизни. Свободные действия несут безусловную новизну и не могут быть просчитаны эмпирически. Этика и право дают механизмы реализации свободы, которые воплощают практическую интуицию воли — волезрение.

На основе данного понимания личности Гессен создаёт собственную философию образования. Свобода — это основа взаимоотношений учителя и ученика и предполагает не выбор между наличными путями, а созидание нового пути, не существовавшего ранее даже в виде возможного выхода. Поэтому в образовании дисциплина реализуется через свободу, а свобода через закон долга. Задача обучения состоит в таком овладении методом, который открывает возможность его самостоятельного применения. Преподавание не должно сводиться к трансляции фактологических знаний, сказанное всегда должно указывать на нечто большее, на другое ещё не высказанное знание. Цель образования в приобщении личности к культурным ценностям, открывающим новые возможности её самореализации. В ряде работ Гессен также рассматривал проблемы нравственной философии, теории права, закономерности общественного развития.

Владелец страницы: нет
Поделиться