Дворжецкий Владислав Вацлавович
Дворжецкий Владислав Вацлавович

Дворжецкий Владислав Вацлавович — Биография

Владисла́в Ва́цлавович Дворже́цкий (1939 — 1978) — советский актёр театра и кино.

Родился 26 апреля 1939 года в Омске в семье актёра Вацлава Дворжецкого.

Детство Владислава было трудным. Осенью 1941 года «за контрреволюционную пропаганду и агитацию» был арестован его отец. Возникли трудности с работой у матери — Таисии Владимировны. Ребёнок нередко голодал, оставался без присмотра в холодной квартире. Позже от «доброжелателей» на улице узнал, что его отец — «немецкий шпион», находится в заключении, а не воюет на фронте, как говорила мама. В конце 1945 года Вацлав Дворжецкий вернулся из заключения, семья к этому времени уже распалась. Несмотря на то, что Вацлав Янович жил отдельно, с сыном он общался, хотя особенной близости между ними не было.

Вместе с отцом в середине 1950-х переехал в Саратов (Вацлав Дворжецкий вместе с новой женой Ривой Левите работал в Саратовском АДТ имени К. Маркса). В Саратове Владислав окончил среднюю школу. После чего вернулся в Омск, где окончил медицинское училище.

Был призван в ВМФ СССР, отслужил срочную — фельдшером-начальником аптеки медицинского пункта полка морской пехоты Тихоокеанского флота (демобилизован в запас из в/ч 36324, посёлка Славянка, Приморский край).

В 1968 году году окончил театральную студию при омском ТЮЗе. Наталья Коренева — по просьбе режиссера С. И. Самсонова она искала актеров для фильма «Каждый вечер в одиннадцать». Ей показали его, такого необычного — высокого, статного, с огромным лбом, потрясающими глазами. Наталья попросила у него фотографии, и Владислав дал, в душе почти не надеясь на успех. Так оно, собственно, и получилось — в фильм Самсонова его не взяли. Однако прошло всего лишь несколько месяцев, и фотографии Дворжецкого случайно оказались в руках у режиссеров А. А. Алова и В. Н. Наумова, которые приступали к съемкам фильма «Бег» по М. А. Булгакову. Лицо актера им показалось интересным, и они вызвали его на пробы.

Владислав Дворжецкий так вспоминал об этом: «Получив телеграмму с приглашением на кинопробу, я ринулся перечитывать пьесу Булгакова. Стали гадать с женой, кого бы я мог там сыграть. Светлана сказала: „Может, Хлудова?“ Она всегда преувеличивает мои возможности. А я, конечно, на эту роль и не замахивался. При первой встрече режиссеры предупредили меня: „Не стесняйтесь, будем Вас разглядывать“. Пробовали на роль Голубкова, потом на роль начальника контрразведки Тихого. А я целый месяц маялся в Омске ожиданием и все на что-то надеялся. Наконец свершилось. Был вызван вторично. Догадка моей жены подтвердилась — поручили Хлудова. Работа над ролью началась с невероятно сложной сцены в салоне поезда: Хлудов в бреду, его преследует призрак повешенного солдата, осмелившегося сказать Хлудову о его зверствах… Было ужасно страшно. Пережил и это. И потекли дни работы, изнурительной и радостной…»

Почти одновременно с утверждением Владислава Дворжецкого на роль белогвардейского генерала Хлудова в кино состоялся и дебют его отца — Вацлава Дворжецкого. Причем так же, как и сын, он играл врага — шефа германской разведки Лансдорфа в фильме В. П. Басова «Щит и меч» (1968).

Едва были завершены съемки в «Беге», как Дворжецкого пригласили в еще одну мосфильмовскую ленту-детектив «Возвращение „Святого Луки“» режиссера А. А. Бобровского. И вновь актеру досталась отрицательная роль — вор-рецидивист Карабанов по кличке «Граф». Первоначально на эту роль предполагалось пригласить Г. С. Жжёнова, однако мосфильмовское руководство, считая его актером глубоко положительным, запретило ему играть бандита. «Пусть этого Графа сыграет кто-нибудь из молодых» — таков был вердикт начальства. И на роль пригласили никому еще не известного Владислава Дворжецкого, которого для пущего эффекта даже не гримировали (среди членов съемочного коллектива Дворжецкого за его лысину прозвали Черепом).

«Бег» и «Возвращение „Святого Луки“» вышли на широкий экран в один год — 1971-й. С этого момента имя Владислава Дворжецкого стало известно миллионам зрителей.

Следующей киноработой Дворжецкого стала эпизодическая роль летчика-испытателя Бертона в фильме «Солярис» (1971) А. А. Тарковского, сняться у которого было мечтой Владислава. Ради этого фильма он отказывается от участия в киноэкранизации чеховской «Моей жизни», в которую приглашен и его отец, актер Вацлав Дворжецкий.

Весной 1972 года Дворжецкий приступил к работе над очередной картиной — в фильме режиссеров А. М. Мкртчяна и Л. С. Попова «Земля Санникова» он должен был сыграть роль политического ссыльного Александра Ильина, организатора похода к недосягаемой, легендарной земле Санникова. К работе над этой ролью Дворжецкий приступал с огромным воодушевлением, надеясь на то, что она станет одной из лучших в его, тогда еще коротком послужном списке. Однако этим надеждам не суждено было сбыться. В ходе съемок Дворжецкий настолько разошелся во взглядах на свою роль с режиссёрами, что дело дошло до скандала — актер собирался даже покинуть съёмочный коллектив (в этом с ним полностью солидаризировался и другой исполнитель главной роли — Олег Даль). Какими-то неведомыми усилиями режиссерам все же удалось удержать актеров на площадке и завершить работу над фильмом. Несмотря на то, что съёмки этой картины сопровождались непрерывными скандалами, и атмосферу на съёмочной площадке порой трудно было назвать творческой, фильм чрезвычайно понравился публике.

Параллельно со съёмками в «Земле Санникова» Дворжецкий снимался еще в двух картинах: «Зарубки на память» и «Нам некогда ждать». И вновь, как и роль Ильина, обе они не принесли актеру большого удовлетворения. То же самое можно сказать и про другую работу Дворжецкого — роль коммуниста Ярослава Гайдая в фильме В. Т. Исакова «До последней минуты» (1974). В самом начале работы над этой ролью Дворжецкий так объяснял свое желание играть ее: «За последнее время в моей актерской судьбе наметился резкий крен. Из разряда „отрицательных“ героев волей режиссуры перехожу в разряд „положительных“. Одноплановость ролей всегда казалась мне опасной, и в каждой новой работе я стараюсь найти какие-то новые повороты, грани. В картине „До последней минуты“ в чем-то это и легче. Речь идет о реальном человеке, о нем сохранилось множество воспоминаний, сегодня живы близкие ему люди. Наконец, существуют его литературные произведения, из них можно немало почерпнуть. Но в такой работе есть и своя сложность, особенно важно не изменить духовному облику героя…»

Как и большинство картин подобного рода, этот фильм изначально был обречен на хвалу в официальной пропаганде (его даже удостоили Государственной премии УССР). Однако массовый зритель остался к картине равнодушным. Чего нельзя сказать о другой работе актера — главной роли в приключенческом фильме «Капитан Немо» (по мотивам романов Ж. Верна), где Дворжецкий сыграл главную роль. Картина, в которой также снимались М. И. Кононов, В. Д. Талашко, М. А. Вертинская, В. П. Басов, была принята зрителями с восторгом. Также тепло были были встречены его работы в картинах: «За облаками небо» (1973, летчик-испытатель Сергей Руднев) и «Возврата нет» (1974, комбат Николай Никитин).

Вспышкой большого интереса московской публики было отмечено исполнение Дворжецким роли святого Антония в спектакле «Чудо» (пьеса М. Метерлинка «Чудо Святого Антония»), поставленном С. Я. Кулишом в Театре-студии киноактера осенью 1976 года. Эта работа совпала с исполнением главной роли в телефильме «Встреча на далеком меридиане», съемки которого из Москвы переместились в Ялту. Там Владислава и настигла болезнь. В тяжелом состоянии он 29 декабря 1976 года попал в Ливадийскую больницу, где узнал от врачей о двух инфарктах, случившихся у него в течение последнего месяца. Близкие Владислава, да и сам он, понимали, что это следствие больших перегрузок и того ритма, в котором он жил и работал. Врачам удалось сохранить Дворжецкому жизнь, и через полтора месяца, в феврале 1977 года он возвратился в Москву.

Весной 1977 года были завершены съемки «Встреч на далеком меридиане», прерванные из-за его болезни. К началу 1978 году на киностудии «Мосфильм» была отснята еще одна телевизионная лента «Однокашники», в ней Владислав тоже сыграл главную роль. Еще были поездки по стране — антрепризные спектакли с его участием, встречи со зрителями от Бюро кинопропаганды.

Умер от инфаркта 28 мая 1978 года на гастролях в Гомеле. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Владелец страницы: нет
Поделиться