Баклан Андрей Яковлевич
Баклан Андрей Яковлевич
23.07.1917 — 20.05.1985

Баклан Андрей Яковлевич — Биография

Андре́й Я́ковлевич Бакла́н (1917—1985) — советский военный лётчик, участник советско-финской и Великой Отечественной войн, в годы Великой Отечественной войны — командир звена 434-го истребительного авиационного полка 16-й воздушной армии Сталинградского фронта, старший лейтенант.

Герой Советского Союза (23.11.1942), полковник запаса с 1963 года.

Родился 10 (23) июля 1917 года в деревне Калиновка, ныне Жовтневого района Николаевской области, в семье крестьянина. Украинец. Семья была большая: кроме Андрея, самого младшего, ещё 3 брата и 4 сестры. Братья Баклана погибли в борьбе с петлюровцами.

Во время голода 14-летним мальчишкой приехал он в Николаев, где поступил в школу фабрично-заводского ученичества при судостроительном заводе. После окончания школы ФЗУ, Баклан работал разметчиком в одном из цехов. Параллельно с работой поступил в парашютный кружок, затем и в аэроклуб, который он окончил в 1936 году.

В Красной Армии с 1938 года, в том же году окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков.

Участник советско-финской войны 1939—1940 годов. Лейтенант А. Я. Баклан в составе своего 49-го авиаполка был направлен на Карельский перешеек, где совершил около 40 боевых вылетов на штурмовку финских войск и сопровождение своих бомбардировщиков, за что был награждён орденом Красного Знамени. Этой же награды был удостоен и сам 49-й истребительный авиаполк.

Летом 1940 года полк перебазировался в Латвию, в Двинск (ныне Даугавпилс), где лётчики продолжали совершенствовать своё мастерство. Зимой лейтенант А. Я. Баклан был направлен в Ригу на курсы подготовки командиров звеньев, где получил большой опыт полётов ночью и в сложных метеоусловиях.

Великую Отечественную войну Баклан встретил на западной границе, в кабине истребителя. 23 июня чуть не погиб при налёте на аэродром группы Ме-110. Менее чем за месяц боёв полк потерял всю материальную часть и половину личного состава, после чего, был выведен в тыл на переформирование. Освоив новые истребители Як-1, лётчики снова приступили к боевой работе: сопровождали штурмовиков, летали на разведку.

В июле 1941 года при штурмовке аэродрома в Новгороде-Северском Баклан сбил на взлёте свой первый «Мессешмитт». В августе над Бахмачом уничтожил корректировщик Hs-126, а выбросившийся с парашютом лётчик был взят в плен.

К февралю 1942 года, когда Баклан был переведён в 521-й истребительный авиаполк, в эскадрилью Ивана Клещёва, на его счету было уже 6 побед.

В мартовский день 1942 года звено советских истребителей одержало победу в воздухе над 18 бомбардировщиками и 9 истребителями противника. Это был уникальный, беспримерный бой, вызвавший в те дни восторженную реакцию не только авиаторов Калининского фронта, но и наших наземных войск.

В тот день, выполнив боевое задание по защите важного объекта, звено в составе Андрея Баклана, Семёна Селищева и Владимира Алкидова возвращалось на свой аэродром. Внезапно они увидели большую группу пикировщиков Ju-87, приближающихся к позициям наших наземных войск. И тройка отважных лётчиков ринулись на врага. Ими было сбито 5 самолётов, а Бакланом лично — 2. Пикировщики моментально развернулись и стали удирать на запад. Через несколько дней командующий воздушной армией М. В. Громов, в торжественной обстановке, вручил отважным лётчикам ордена Ленина.

Летом 1942 года А. Я. Баклан был переведён в 434-й истребительный авиаполк. Лётчики этого полка отличились в боях под Сталинградом, где сбили 90 самолётов противника. В день своего 25-летия Баклан сбил Ме-109, сам подвергся атаке тройки, был ранен в руку. От преследования он уходил на столь малой высоте, что один из «мессершмиттов» задел за землю и взорвался.

В начале сентября 1942 года полк пересадили на самолёты Як-7Б. В первом же вылете на новой машине Андрей Баклан сбил итальянский истребитель Макки-200.

К октябрю 1942 года Баклан совершил 400 боевых вылетов, из них 57 вылетов на штурмовку войск, танков и мотоколонн противника. За успешное выполнение штурмовых действий группа, в которой он действовал, отмечена благодарностями от наркома обороны и главнокомандующего Юго-Западным направлением Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту Баклану Андрею Яковлевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 755).

К лету 1943 года Баклан переводится в 19-й Краснознамённый истребительный авиаполк на должность штурмана полка, но впоследствии был переведён на командование 3-й эскадрильей. Здесь, летая на истребителе Ла-5ФН, он в апреле 1944 года сбил 2 самолёта Ме-109, а после перевооружения полка на Ла-7 вновь сделал почин: 24 июня 1944 года сбил FW-190.

В июле 1944 года Баклан совершил 17 боевых вылетов, провёл 4 воздушных боя, сбил 3 истребителя противника и был награждён орденом Суворова 3-й степени.

Осенью 1944 года авиации 3-го Прибалтийского фронта доставляла беспокойство группа немецких асов во главе с майором Вильке, одержавшим 130 побед, десятки сбитых числились и в послужных списках его подчинённых. В начале сентября для противодействия этой группе была отправлена эскадрилья гвардии майора А. Я. Баклана, усиленная парой И. Кожедуба и Д. Титаренко. За короткий период, с 20 сентября по 12 октября, наша группа сбила 12 вражеских истребителей. Одну из побед Баклан одержал 23 сентября, сбив FW-190.

В 1945 году А. Я. Баклан был откомандировали в Москву, где он получил направление на Дальний Восток. Вскоре ему довелось принять участие в боевых действиях наших войск против милитаристской Японии. Будучи командиром эскадрильи, гвардии майор А. Я. Баклан на сопровождал наши бомбардировщики и осуществлял воздушное прикрытие танковых колонн, преодолевавших Хинганский хребет.

Всего за годы войны А. Я. Баклан совершил более 700 успешных боевых вылетов, сбил лично 22 и в группе с товарищами 23 самолёта противника. За время войны он летал на самолётах: И-153, Як-1, Як-7, Ла-5 и Ла-7.

После войны командовал полком. В 1952 году окончил Военно-воздушную академию. Летал на реактивных истребителях МиГ-15 и МиГ-17. По состоянию здоровья в 1957 году ему пришлось оставить полёты. Работал преподавателем в лётном училище. В 1963 году в звании полковника вышел в запас.

Жил в Пскове, где работал начальником отдела областного управлении связи. Занимался большой общественной работой по военно-патриотическому воспитанию молодёжи. Написал книгу воспоминаний о войне «Небо, прошитое трассами». Умер 20 мая 1985 года.

Владелец страницы: нет
Поделиться