Козинцев Григорий Михайлович
Козинцев Григорий Михайлович
22.03.1905 — 11.05.1973

Козинцев Григорий Михайлович — Биография

Григо́рий Миха́йлович Ко́зинцев (первоначальная фамилия — Козинцов;1905 — 1973) — советский режиссёр кино и театра, сценарист, педагог. Народный артист СССР (1964). Лауреат двух Сталинских (1941, 1948) и Ленинской премий (1965).

Григорий Козинцев родился 9 (22 марта) 1905 года в семье врача-терапевта и педиатра Моисея Исааковича Козинцова (1859—?) и его жены Анны Григорьевны Лурье, из киевской раввинской семьи. Сестра матери — известный врач-гинеколог и учёный-медик Роза Григорьевна Лурье (1874—1954). Родители поженились в 1896 году в Киеве; в том же году отдельным изданием была опубликована диссертация доктора медицины М. И. Козинцова «Серноспичечное производство в санитарном отношении» (санитарно-статистическое исследование серно-спичечных фабрик Новозыбковского уезда Черниговской губернии, Стародуб: Типография А. И. Козинцова, 1896). Доктор медицины М. И. Козинцов занимался также просветительской и краеведческой публицистикой, в частности был автором книг «Алкоголизм и общественная борьба с ним» (по поводу открытия попечительств о трезвости, Стародуб: Типография А. И. Козинцова, 1896) и «Князь Николай Дмитриевич Долгоруков» (материалы к биографии, Стародуб: Типография А. И. Козинцова, 1903). Ряд медицинских трудов М. И. Козинцова по лечению алкоголизма, клинике сифилитических артропатий и другим вопросам клинической медицины был опубликован в российских и немецких медицинских журналах.

Ранние детские годы Г. М. Козинцев провёл в Новозыбкове Черниговской губернии, где отец служил окружным санитарным врачом, а также врачом Новозыбковской женской гимназии и где Г. М. Козинцев поступил в первый класс новозыбковского училища.

С 1913 года, после переезда из Новозыбкова, учился в Киево-Печёрской гимназии, с 1915 года — в 5-й мужской гимназии на Печёрске. Отец принимал больных в коммерческой клинике «Квисисана» на Большой Житомирской улице, 19, и в бесплатной амбулатории при хирургической больнице, построенной меценатом Бабушкиным на Тверской, 7. Семья жила в доме № 22, кв. 2 по Мариинско-Благовещенской улице (впоследствии улица Саксаганского). В 1919 году вместе с сестрой Любовью посещал частную школу-студию живописи А. А. Экстер. Вместе с другими учениками школы участвовал в праздничном авангардистском оформлении киевских улиц.

Более всего привлекал его театр; работу в нём он начал с участия в росписи декораций к знаменитому спектаклю Константина Марджанова «Фуэнтe Овехуна» испанского драматурга Лопе де Вега. Работал в театре Соловцова. С помощью Марджанова и вместе с друзьями Сергеем Юткевичем, Михаилом Ваксом и Люсей Каплером он создал кукольный театр, а затем экспериментальный театр «Арлекин», в котором поставил спектакль по сочинённой им самим пьесе, и, наконец, осуществил уличное представление по фольклорной пьесе «Царь Максимиллиан». В начале 1920 года уехал в Петроград, поступил в класс Н. И. Альтмана в Свободных художественных мастерских (бывшая Академии художеств, ныне — Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина) и одновременно режиссёром в Студию Театра Комической оперы, руководимого К. А. Марджановым.

В декабре 1921 года совместно с Леонидом Траубергом, Г. К. Крыжицким и Сергеем Юткевичем написал манифест эксцентрического театра «Эксцентризм», который был провозглашён на организованном ими диспуте. В 1922 году Козинцев и Трауберг организовали Театральную мастерскую «Фабрика эксцентрического актёра», и в том же году поставили в ней эксцентрическую переработку «Женитьбы» Н. В. Гоголя. За два года они поставили ещё 3 спектакля по собственным пьесам, а в 1924 году перенесли свои эксперименты в область эксцентрической комедии в кино, преобразовав театральную мастерскую в Киномастерскую «ФЭКС».

В 1924 начал работать на кинофабрике «Севзапкино», (ныне киностудия «Ленфильм»). Продолжавший театральные опыты первый короткометражный фильм Козинцева и Трауберга по собственному сценарию «Похождения Октябрины» (1924), был попыткой соединить политику (разоблачение нэпмана, помогавшего империалисту) с откровенной буффонадой и, по словам Ю. Н. Тынянова, «необузданным собранием всех трюков, до которых дорвались изголодавшиеся по кино режиссёры». Во второй эксцентрической короткометражке «Мишки против Юденича» (1925) снимались уже не эстрадные и цирковые актёры, пришедшие вместе с режиссёрами из театра (среди них был С. А. Мартинсон), а ученики киномастерской, в том числе С. А. Герасимов, Янина Жеймо, А. А. Костричкин.

Первый полнометражный фильм Козинцева и Трауберга — романтическая мелодрама «Чёртово колесо» (1926) по сценарию А. И. Пиотровского — был уже зрелой работой. Любовь к яркой эксцентрике сочеталась в ней с убедительным показом городского быта. На этом фильме сложился постоянный творческий коллектив «фэксов»; кроме режиссёров в него вошли кинооператор А. Н. Москвин и художник Евгений Еней, работавшие с Козинцевым практически на всех его фильмах.

Следующий фильм фэксов «Шинель» (1926), экранизация «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя, стал одним из шедевров советского немого кино. Замечательный сценарий Ю. Н. Тынянова, развивающий его лучшие стороны режиссёрский замысел, экспрессивное изобразительное решение и эксцентрическая, на грани гротеска игра актёров привели к созданию фильма стилистически точно отвечающего «манере Гоголя».

Энергично и организованно работавший коллектив фэксов стремился в каждом фильме вести поиск в новом направлении, и в 1927 году выпустил ещё и современную комедию «Братишка» (1927) по своему сценарию, а сразу вслед за ней историческую мелодраму «С. В. Д.» (1927) по сценарию Ю. Н. Тынянова и Ю. Г. Оксмана, написанному на материале восстания декабристов. Оба фильма пользовались успехом у зрителей, особенно, «С. В. Д.» — В. Б. Шкловский назвал этот фильм «самой нарядной лентой Советского Союза».

С августа 1927 года Козинцев — преподаватель в Ленинградского института сценических искусств, в который влилась киномастерская ФЭКС.

С первой звуковой картиной «Одна» (1931) в творчестве Козинцева и Трауберга начался новый период. Козинцев некоторое время работал в театрах, осуществляя постановки «Короля Лира» (1941), «Отелло» (1943) и «Гамлета» (1954).

С 1944 вёл режиссёрскую мастерскую во ВГИКе (с 1960 профессор). Среди его выпускников — Эльдар Рязанов, Станислав Ростоцкий.

Его «Дон Кихот» (1957, художник Альберто Санчес, Почётный диплом на Международном кинофестивале в Ванкувере, 1958) стал классическим образцом экранизации. В 1962 Козинцев выпустил книгу «Наш современник Вильям Шекспир», ставшую теоретической подготовкой к двум его выдающимся шекспировским экранизациям: «Гамлет» (1964), (Ленинская премия, 1965; специальная премия Международного кинофестиваля в Венеции, 1964) и «Король Лир» (1970).

В 1965-71 годах Козинцев руководил режиссёрской мастерской при «Ленфильме». Написал историко-теоретические монографии: «Глубокий экран» (1971) и «Пространство трагедии» (опубликована посмертно, в 1973 году).

Благодаря фильмам Козинцева стали широко известны за рубежом артисты русской драматической сцены — Ю. Е. Ярвет (король Лир, роль озвучивал З. Е. Гердт), Эльза Радзиня (Гертруда), И. М. Смоктуновский (Гамлет).

Умер 11 мая 1973 года; похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища в Ленинграде.

Владелец страницы: нет
Поделиться