Бэкон Фрэнсис

Бэкон Фрэнсис — Биография

Фрэ́нсис Бэ́кон (англ. Francis Bacon; 28 октября 1909, Дублин — 28 апреля 1992, Мадрид) — английский художник-экспрессионист.

Родился в семье отставного военного, жёсткого и авторитарного человека; мать — культурная и общительная женщина. В 1914 году семья переезжает в Лондон. Частые переезды и астма помешали Фрэнсису получить систематическое образование.

В 1925 году из-за гомосексуальности юноши, принять которую отец не смог, Фрэнсис был изгнан из дома. Фрэнсис начинает сам зарабатывать себе на жизнь. Через год отец отправляет его в Берлин под присмотр дяди. Бэкону нравится этот город, но через два месяца он уже в Париже, где изучает французский язык и работает, как декоратор и дизайнер. Посещение выставки Пикассо в 1927 году оказало на него решающее влияние — он начинает заниматься живописью и по возвращении в Лондон устраивает в одном из гаражей в Южном Кенсингтоне мастерскую; там он работает до 1932 года.

К 1933 году относится «Распятие». Картина экспонировалась в лондонской галерее и вошла в каталог «Art New». Коллекционер покупает работу и заказывает две других; но после неудачи на другой выставке Бэкон оставляет живопись и уничтожает большую часть своих работ.

К 1937 году относится начало дружбы Бэкона с другим знаменитым художником, Грэхемом Сазерлендом.

После войны (Бэкон служил в Гражданской обороне) он возвращается к живописи и считает этот период, как отправную точку отсчёта. «Три этюда фигур в ногах Распятия» (1944) экспонируются в галерее «Лефевр» и делают много шума. «Картина» (1946) куплена немецкой галерейщицей Эрикой Браузен за 200 долларов. С этой суммой Бэкон уезжает в Монте-Карло и там пребывает до 1950 года. Он работает с «Хановер Гэлери» до 1958 года и некоторое время преподаёт в Королевском колледже искусства в Лондоне. К этому периоду относятся первые серии картин на тему «Портрета папы Иннокентия X» Веласкеса.

В 1952 году он совершает поездку на юг Франции, в места, где жил и работал Ван Гог. Он пишет цикл удивительных пейзажей.

К 1953 году относятся портреты и этюды на тему всё того же портрета Веласкеса. «Три этюда фигур в ногах Распятия» 1944 года, подарены коллекционером «Тэйт Гэлери». В следующем году Бэкон представляет Англию на XXVII Венецианской биеннале; он посещает Рим, но не хочет видеть оригинала «Портрета папы Иннокентия Х» Веласкеса.

В 1955 году — первая ретроспективная выставка Ф. Бэкона в Институте современных искусств, в Лондоне. К этому времени относится серия работ на тему уничтоженной во время войны картины Ван Гога «Художник на дороге в Тараскон». До 1960 года Бэкон живёт в Танжере (Марокко), где знакомится с авангардными писателями, — такими, как Уильям Берроуз, Аллен Гинсберг и др.

После выставок в Париже (1957), в Турине, Милане и Риме Ф. Бэкон подписывает контракт с «Мальборо Файн Гэлери». Он участвует в документе II в Касселе и V Биеннале в Сан-Паулу.

В 1960 году он устраивает мастерскую (опять-таки в гараже: Reece Mews) в том же районе - Южном Кенсингтоне — и работает там до последних дней своей жизни (в настоящее время это музей-мастерская Бэкона).

1962 год ознаменован открытием ретроспективы художника в галерее Тейт. В следующем году — встреча с Джорджем Дайером, который становится любовником и героем многих работ художника. Открывается ретроспектива в музее Гуггенхайма и в Чикаго. Важный триптих «Три фигуры в комнате» датирован 1964 годом (обычные размеры триптихов Бэкона: каждый холст — 198х147, 5 см), новый триптих «Распятие» (1965 — Пинакотека современности, Мюнхен). Большая редкость в искусстве Бэкона — женские портреты — портреты и этюды Изабель Роусторн, 1964—1967 годы.

В 1960-х годах Бэкон осыпан почестями и премиями, от которых обычно отказывается: например, премию Рубенса (1967) он отдал для реставрации флорентийской живописи эпохи Возрождения.

В 1967 году — «Триптих на тему поэмы Т. С. Элиота». В 1968 году — первая поездка в Нью-Йорк. В 1969 году — триптих «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда», проданный в 2013 году с аукциона за рекордную сумму в 142,4 миллиона долларов.

В 1971 году — ретроспектива в Гран-пале, в Париже: свыше 100 картин и 11 триптихов. В этом же году кончает с жизнью Джордж Дайер, и Бэкон принимается писать портреты умершего с удвоенной энергией — триптих «Этюд для портрета Джорджа Дайера» (1971) и др.

К 1974 году относится знакомство с Джоном Эдвардсом, который станет его новой моделью, а потом и наследником. Бэкон совершает ещё одну поездку в Нью-Йорк (выставка художника в музее Метрополитен) и знакомится с Э. Уорхолом (1975). Он так же выставляется в Мадриде и Барселоне (1978). «Триптих на тему „Орестеи“ Эсхила» (1981) — одна из важных работ этого периода. В конце 1980-х Бэкон экспонировался даже в восточном Берлине и Москве (Третьяковская галерея, (1988).

В 1990 году Фрэнсис Бэкон посетил большую выставку Веласкеса в Прадо. Умер он двумя годами позже в Мадриде 28 апреля 1992 года от сердечного приступа.

Владелец страницы: нет
Поделиться